«Любование» как принцип восприятия и трактовки природных образов в русском изобразительном искусстве XVIII века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186
Реферат
Об авторе
Ирина Васильевна ПортноваРоссия
Инженерная академия, департамент архитектуры,
доцент
Миклухо-Маклая ул., д. 6, Москва, 117198, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-9064-5288; SPIN 3007-3071
Список литературы
1. Barasch M. Modern Theories of Art: From Winckelmann to Baudelaire. New York : NYU Press, 1990. Vol. 1. 460 р.
2. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. Москва : Изд-во МГУ, 1990. Т. 4. 378 с.
3. Gregory M.E. Evolutionism in Eighteenth-Century French Thought. New York : Pet-: Thoemmes Press, 2000. 1690 р.
4. Garrett A.V. Animal Rights and Souls in the Eighteenth Century. Bristol : Thoemmes Press Publ., 2000, 1690 p.
5. Terrall M. Catching Nature in the Act : Réaumur and the Practice of Natural History in the Eighteenth Century. Chicago : Univ. of Chicago Press, 2014. 264 р.
6. Lippincott L., Blühm A. Fierce Friends: Artists and Animals, 1750—1900. London : Merrell Publishers, 2005. 160 p.
7. Sitter J. The Cambridge Companion to Eighteenth-Century Poetry. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2001. 298 р.
8. Sørensen M.P., Pinault M. The Painter as Naturalist : From Dürer to Redouté. Paris : Flammarion, 1991. 286 p.
9. Segal S., Mariël E., Joris D. The Temptations of Flora: Jan van Huysum, 1682—1749. Zwolle : Waanders, 2007. 390 p.
10. Мочалов Л. Три века русского натюрморта. Москва : Белый город. 512 с.
11. Oudry’s Painted Menagerie : Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / ed. by M. Morton. Los Angeles : Getty Publications, 2007. 168 р.
12. Сборник материалов из истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.П. Петрова. Санкт-Петербург, 1864. 612 с.
13. Маркина Л.А. Портретист Г.Х. Гроот и немецкая живопись в России середины XVIII в. Москва : Памятники исторической мысли, 1999. 296 с.
14. Маркина Л.А. Немецкая «россика» XVIII — начала XX века // Изобразительное искусство российских немцев XVIII—XX вв. Москва : Варяг, 1997. С. 7—19.
15. Врангель Н.Н. Венок мертвым. Санкт-Петербург, 1913. 175 с.
16. Петров В. О зверописи вообще и в особенности на Руси // Северное сияние : Русский художественный альбом. Санкт-Петербург, 1864. Т. 3. С. 445—455.
17. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. Санкт-Петербург : Издательство О. Вольфа, 1857. 580 с.
18. Бакмейстер И.Г. Опыт Библиотеки и кабинета редкостей исторических натуралей. Санкт-Петербург, 1779. 191 с.
19. Копанева Н.П. Прогулки по «Нарисованному музею» Императорского Петербургского музея // Наука из первых рук. 2006. № 3. С. 58—77.
20. Пекарский П. Императорская Академия наук в Петербурге. Санкт-Петербург, 1873. Т. 1. 1044 с.
21. Тихонов А. Швейцарский Петербург // Русское искусство. 2004. № 2. С. 20—27.
22. Евангулова О.С. Живопись : Очерки русской культуры XVIII в. Москва, 1990. 1544 с.
23. Стецкевич Е.С. Художники Академии наук и Кунсткамеры в XVIII в. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1997. № 11. С. 248—268.
24. Сытин А.К. «Муж вещей травных в сыскании неусыпный» // Природа. 2003. № 6. С. 93—96.
25. Эрнст С.Р. Биография. Живописец Кнаппе Карл Фридрих. 1745—1808 // Отдел рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ). Ф. 137. Ед. хр. 2583.
26. Давыдов В.А. К вопросу об истории копирования европейской живописи в России // Зарубежные художники и Россия. Санкт-Петербург, 1991. Ч. 1. С. 39—49.
27. Маркина Л.А. Семья немецких живописцев Гроот. Работа в Германии и России / Памятники культуры. Новые открытия. 1993. Москва : Наука, 1994. С. 167—183.
28. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. Москва : Искусство, 1990. 265 с.
- Отечественное анималистическое искусство - самобытная страница русской культуры, продемонстрировало непреходящую ценность человеческого восприятия живой природы.
- В среде других жанров изобразительного искусства, анималистика ближе всего соприкасается с миром флоры и фауны и художественными средствами отражает полноту этого мира.
- Начиная с XVIII века, она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.
- Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.
- На протяжении уже двух столетий (XVIII-XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем художественное изображение человека.
Рецензия
Для цитирования:
Портнова И.В. «Любование» как принцип восприятия и трактовки природных образов в русском изобразительном искусстве XVIII века. Обсерватория культуры. 2020;17(2):174-186. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186
For citation:
Portnova I.V. “Admiring” as a Principle of Perception and Interpretation of Natural Images in Russian Fine Art of the 18th Century. Observatory of Culture. 2020;17(2):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186