Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

«Любование» как принцип восприятия и трактовки природных образов в русском изобразительном искусстве XVIII века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186

Полный текст:

Реферат

В статье освещен новый период в развитии русского искусства, который продемонстрировал «картину мира», кардинально отличную от предшествующих эпох. Речь идет о XVIII в., тенденциях светского искусства, ориентированного на отражение реальной жизни. Тогда возник интересный и знаковый феномен времени — природный образ, призванный продемонстрировать свойства живой природы, исполненной многообразия и красоты. Цель статьи состоит в том, чтобы дать оценку поисков этой благоговейной природной онтологии, зародившейся в недрах раннего искусства, выросшей до статуса самостоятельного жанра. Это абсолютно новое явление было наполнено особым восторгом художников. Чтобы отразить его сполна, мастера прибегали к детальной скрупулезной трактовке анималистических сцен и отдельных персонажей, изображая их в натюрмортах, охоте, на природе, постигая суть материальной жизни, ее законов и специфического выражения в искусстве. Раскрывается принцип «любования», который находится в сфере восприятия и трактовки данного искусства. Рассмотрен «кунсткамерный» рисунок, цветочные натюрморты, сцены с изображением животных, которые характеризуются упоенным разглядыванием художником природных реалий и их тщательным исполнением. С одной стороны, данный процесс обусловлен интересом к познанию мира природы, а с другой — способствовал сложению жанров, прежде всего анималистики, в ее специфических чертах. Первые художники (М.С. Мериан, И.Ф. Гроот, К.Ф. Кнаппе, И.Э. Гриммель, А. Добряков), преимущественно среди иностранных мастеров, продолжили линию познания природного мира, подчеркивая любопытные и характерные моменты в его проявлениях. В них явно звучит философский взгляд на природное мироустройство, исполненное чувственности и материального восторга. В статье формулируется мысль о значимости раннего этапа в развитии русской анималистики для последующего развития жанра.

Об авторе

Ирина Васильевна Портнова
Российский университет дружбы народов
Россия

Инженерная академия, департамент архитектуры,
доцент

Миклухо-Маклая ул., д. 6, Москва, 117198, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-9064-5288; SPIN 3007-3071



Список литературы

1. Barasch M. Modern Theories of Art: From Winckelmann to Baudelaire. New York : NYU Press, 1990. Vol. 1. 460 р.

2. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. Москва : Изд-во МГУ, 1990. Т. 4. 378 с.

3. Gregory M.E. Evolutionism in Eighteenth-Century French Thought. New York : Pet-: Thoemmes Press, 2000. 1690 р.

4. Garrett A.V. Animal Rights and Souls in the Eighteenth Century. Bristol : Thoemmes Press Publ., 2000, 1690 p.

5. Terrall M. Catching Nature in the Act : Réaumur and the Practice of Natural History in the Eighteenth Century. Chicago : Univ. of Chicago Press, 2014. 264 р.

6. Lippincott L., Blühm A. Fierce Friends: Artists and Animals, 1750—1900. London : Merrell Publishers, 2005. 160 p.

7. Sitter J. The Cambridge Companion to Eighteenth-Century Poetry. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2001. 298 р.

8. Sørensen M.P., Pinault M. The Painter as Naturalist : From Dürer to Redouté. Paris : Flammarion, 1991. 286 p.

9. Segal S., Mariël E., Joris D. The Temptations of Flora: Jan van Huysum, 1682—1749. Zwolle : Waanders, 2007. 390 p.

10. Мочалов Л. Три века русского натюрморта. Москва : Белый город. 512 с.

11. Oudry’s Painted Menagerie : Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / ed. by M. Morton. Los Angeles : Getty Publications, 2007. 168 р.

12. Сборник материалов из истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.П. Петрова. Санкт-Петербург, 1864. 612 с.

13. Маркина Л.А. Портретист Г.Х. Гроот и немецкая живопись в России середины XVIII в. Москва : Памятники исторической мысли, 1999. 296 с.

14. Маркина Л.А. Немецкая «россика» XVIII — начала XX века // Изобразительное искусство российских немцев XVIII—XX вв. Москва : Варяг, 1997. С. 7—19.

15. Врангель Н.Н. Венок мертвым. Санкт-Петербург, 1913. 175 с.

16. Петров В. О зверописи вообще и в особенности на Руси // Северное сияние : Русский художественный альбом. Санкт-Петербург, 1864. Т. 3. С. 445—455.

17. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. Санкт-Петербург : Издательство О. Вольфа, 1857. 580 с.

18. Бакмейстер И.Г. Опыт Библиотеки и кабинета редкостей исторических натуралей. Санкт-Петербург, 1779. 191 с.

19. Копанева Н.П. Прогулки по «Нарисованному музею» Императорского Петербургского музея // Наука из первых рук. 2006. № 3. С. 58—77.

20. Пекарский П. Императорская Академия наук в Петербурге. Санкт-Петербург, 1873. Т. 1. 1044 с.

21. Тихонов А. Швейцарский Петербург // Русское искусство. 2004. № 2. С. 20—27.

22. Евангулова О.С. Живопись : Очерки русской культуры XVIII в. Москва, 1990. 1544 с.

23. Стецкевич Е.С. Художники Академии наук и Кунсткамеры в XVIII в. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1997. № 11. С. 248—268.

24. Сытин А.К. «Муж вещей травных в сыскании неусыпный» // Природа. 2003. № 6. С. 93—96.

25. Эрнст С.Р. Биография. Живописец Кнаппе Карл Фридрих. 1745—1808 // Отдел рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ). Ф. 137. Ед. хр. 2583.

26. Давыдов В.А. К вопросу об истории копирования европейской живописи в России // Зарубежные художники и Россия. Санкт-Петербург, 1991. Ч. 1. С. 39—49.

27. Маркина Л.А. Семья немецких живописцев Гроот. Работа в Германии и России / Памятники культуры. Новые открытия. 1993. Москва : Наука, 1994. С. 167—183.

28. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. Москва : Искусство, 1990. 265 с.


  • Отечественное анималистическое искусство - самобытная страница русской культуры, продемонстрировало непреходящую ценность  человеческого восприятия живой природы.
  • В среде других жанров изобразительного искусства,  анималистика  ближе всего  соприкасается с миром  флоры и фауны и  художественными средствами отражает  полноту этого  мира.
  • Начиная с XVIII века, она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики  животные нашли свое  естественное воплощение.
  • Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.
  • На протяжении уже двух столетий (XVIII-XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем художественное изображение человека.

Рецензия

Для цитирования:


Портнова И.В. «Любование» как принцип восприятия и трактовки природных образов в русском изобразительном искусстве XVIII века. Обсерватория культуры. 2020;17(2):174-186. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186

For citation:


Portnova I.V. “Admiring” as a Principle of Perception and Interpretation of Natural Images in Russian Fine Art of the 18th Century. Observatory of Culture. 2020;17(2):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-174-186

Просмотров: 904


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)