Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Аллегорическое витийство» в детском портрете XVIII века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625

Полный текст:

Реферат

Рассмотрены особенности возникновения и развития символической и знаковой системы детского портрета в XVIII веке. Детский портрет, как и история детства в целом, становится объектом все более пристального внимания отечественных и западных исследователей, крупнейшие музеи страны и мира посвящают ему свои выставочные проекты. В предлагаемой работе впервые показано, каким образом «переинтерпретировались» символы в соответствии с изменением в отношении к природе детства в российском обществе и художественной среде в ту эпоху, «формулах» ее презентации в искусстве. Детально рассмотрена специфика использования отечественными художниками в контексте детского портретного образа ряда атрибутов: книги, флоральной символики, животных и птиц, игрушек и иных предметов. В качестве примеров рассматриваются работы «столичных» и «провинциальных» художников XVIII столетия: И.Я. Вишнякова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и целого ряда авторов, имена которых остаются неизвестными. Особое внимание уделяется вопросу о заимствовании символов, знаков и метафор из западноевропейского искусства, их адаптации и трансформации в российской живописи с учетом национальных представлений о ребенке и его предметном окружении. Делается вывод о том, что символическая сфера детского портрета на протяжении XVIII в. прошла сложный путь от инструмента персонификации мужской или женской взрослости юной модели до создания образа ребенка как романтического символа мира детства, ускользающего идеала.

Об авторе

Дарина Александровна Абдуллина
Государственный Русский музей;Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Государственный Русский музей,
Российский центр музейной педагогики и детского творчества,
ведущий методист по музейно-образовательной деятельности

Инженерная ул., д. 10, Санкт-Петербург, 191023, Россия

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
кафедра декоративно-прикладного искусства и художественного образования,
аспирант

Набережная реки Мойки, д. 48, корп. 6, Санкт-Петербург, 191186, Россия

ORCID 0000-0002-4736-7841; SPIN 6239-8493



Список литературы

1. Греков В.А. Детский портрет в русской живописи XVIII — первой половины XIX века // Русское искусство. 2015. № 1 (45). С. 6—15.

2. Голдовский Г.Н. Вступительная статья // Детский портрет в Русском искусстве: каталог выставки. Ленинград : Государственный Русский музей, 1990. С. 3—30.

3. Александрова Н.В. Дети и детство в русской мемуаристике и портретном жанре во второй половине XVIII века // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 1: История: 2003. № 1 (15). С. 35–47.

4. Ганина С.А. Антропология детства в искусстве: философско-эстетический анализ // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 63—72.

5. Малышева А.А. Эмоциональная и символическая сфера в детском портрете живописцев XVIII—XX веков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 18. С. 91—95. URL: https://e-koncept.ru/2015/75256.htm (дата обращения: 16.11.2020).

6. Хахулина Г.Э. Детский портрет в русской живописи XVIII века // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (66). Ч. 2. С. 22—24. URL: https://research-journal.org/art/detskij-portret-v-russkoj-zhivopisi-xviii-veka/ (дата обращения: 16.11.2020).

7. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600—1900 / [пер. с англ. О. Кошелевой, И. Савельевой, В. Безрогова]. Москва : Новое литературное обозрение, 2009. 269 с. (Культура повседневности).

8. Napp A. Russische Porträts: Geschlechterdifferenz in der Malerei zwischen 1760 und 1820. Köln [etc.] : Böhlau, 2010. 228 S.

9. Rosenberg P.M. Jean-Baptiste-Siméon Chardin : French painter [Электронный ресурс] // Encyclopædia Britannica : сайт. URL: https://www.britannica.com/biography/Jean-Baptiste-Simeon-Chardin (дата обращения: 16.11.2020).

10. Hugles K. Jean-Baptiste-Siméon Chardin : rhythms of patterns on the cards [Электронный ресурс] // The Guardian, 23 Mar. 2012. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2012/mar/23/jean-chardin-cards-servants-children (дата обращения: 16.11.2020).

11. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Высшая школа, 2000. 407 с.

12. Баешко Л.С., Гордиенко А.Н., Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов / под ред. О.В. Перзашкевича. Москва : Эксмо, 2007. 304 с.

13. Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись : в 15 т. Т. 1. ХVIII век. Санкт-Петербург : Palace Editions, 1994. 206 с.

14. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало ХХ века. Москва : Искусство — XXI век, [2003]. 296 с.

15. Домострой. Юности честное зерцало [сборник]. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 205 с.

16. Якимович А.К. Новое время : искусство и культура XVII—XVIII веков. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. 436 с. (Новая история искусства).

17. Сечин А.Г. «Риторика послушания» Жана-Батиста Грёза в контексте русско-французских художественных связей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. Т. 8, № 2. С. 273—299.

18. Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность. Личность : опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII в. Москва : Прогресс-Традиция, 2005. 244 с.

19. Карев А.А. Портретная галерея в России XVIII века как ансамбль: типологический аспект // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2015. № 1 (2). С. 218—229.

20. Никифорова Л.В., Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. 2018. № 3 (151). С. 81—102.


  • Детский портрет в отечественной живописи XVIII века переживал процесс одновременно становления и изменения под воздействием европейских живописных образцов и представлений о природе детства.
  • Цветы, плоды, книги, животные и игрушки в детском портрете того времени связанны с христианской символикой.
  • В начале XVIII века детский портрет вбирал в себя традиционные атрибуты и символы изображений взрослых людей, но за счет возраста модели в них нивелировалась любая двусмысленность.
  • Атрибутика портретов мальчиков и девочек различалась, а двойные изображения разнополых моделей практически отсутствовали, что свидетельствует об обособленности их миров в то время.
  • К концу XVIII века в символической системе детского портрета появляются новые метафоры антиномии света и тьмы, знания и незнания («высветление» образов), а также близости к природе (включение пейзажного фона и допущение естественных поз моделей).

Для цитирования:


Абдуллина Д.А. «Аллегорическое витийство» в детском портрете XVIII века. Обсерватория культуры. 2020;17(6):616-625. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625

For citation:


Abdullina D.A. The “Allegorical Ornateness” in Children’s Portraits of the 18th Century. Observatory of Culture. 2020;17(6):616-625. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625

Просмотров: 85


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)