«Аллегорическое витийство» в детском портрете XVIII века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625
Реферат
Об авторе
Дарина Александровна АбдуллинаРоссия
Государственный Русский музей,
Российский центр музейной педагогики и детского творчества,
ведущий методист по музейно-образовательной деятельности
Инженерная ул., д. 10, Санкт-Петербург, 191023, Россия
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
кафедра декоративно-прикладного искусства и художественного образования,
аспирант
Набережная реки Мойки, д. 48, корп. 6, Санкт-Петербург, 191186, Россия
ORCID 0000-0002-4736-7841; SPIN 6239-8493
Список литературы
1. Греков В.А. Детский портрет в русской живописи XVIII — первой половины XIX века // Русское искусство. 2015. № 1 (45). С. 6—15.
2. Голдовский Г.Н. Вступительная статья // Детский портрет в Русском искусстве: каталог выставки. Ленинград : Государственный Русский музей, 1990. С. 3—30.
3. Александрова Н.В. Дети и детство в русской мемуаристике и портретном жанре во второй половине XVIII века // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 1: История: 2003. № 1 (15). С. 35–47.
4. Ганина С.А. Антропология детства в искусстве: философско-эстетический анализ // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 63—72.
5. Малышева А.А. Эмоциональная и символическая сфера в детском портрете живописцев XVIII—XX веков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 18. С. 91—95. URL: https://e-koncept.ru/2015/75256.htm (дата обращения: 16.11.2020).
6. Хахулина Г.Э. Детский портрет в русской живописи XVIII века // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (66). Ч. 2. С. 22—24. URL: https://research-journal.org/art/detskij-portret-v-russkoj-zhivopisi-xviii-veka/ (дата обращения: 16.11.2020).
7. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600—1900 / [пер. с англ. О. Кошелевой, И. Савельевой, В. Безрогова]. Москва : Новое литературное обозрение, 2009. 269 с. (Культура повседневности).
8. Napp A. Russische Porträts: Geschlechterdifferenz in der Malerei zwischen 1760 und 1820. Köln [etc.] : Böhlau, 2010. 228 S.
9. Rosenberg P.M. Jean-Baptiste-Siméon Chardin : French painter [Электронный ресурс] // Encyclopædia Britannica : сайт. URL: https://www.britannica.com/biography/Jean-Baptiste-Simeon-Chardin (дата обращения: 16.11.2020).
10. Hugles K. Jean-Baptiste-Siméon Chardin : rhythms of patterns on the cards [Электронный ресурс] // The Guardian, 23 Mar. 2012. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2012/mar/23/jean-chardin-cards-servants-children (дата обращения: 16.11.2020).
11. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Высшая школа, 2000. 407 с.
12. Баешко Л.С., Гордиенко А.Н., Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов / под ред. О.В. Перзашкевича. Москва : Эксмо, 2007. 304 с.
13. Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись : в 15 т. Т. 1. ХVIII век. Санкт-Петербург : Palace Editions, 1994. 206 с.
14. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало ХХ века. Москва : Искусство — XXI век, [2003]. 296 с.
15. Домострой. Юности честное зерцало [сборник]. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 205 с.
16. Якимович А.К. Новое время : искусство и культура XVII—XVIII веков. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. 436 с. (Новая история искусства).
17. Сечин А.Г. «Риторика послушания» Жана-Батиста Грёза в контексте русско-французских художественных связей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. Т. 8, № 2. С. 273—299.
18. Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность. Личность : опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII в. Москва : Прогресс-Традиция, 2005. 244 с.
19. Карев А.А. Портретная галерея в России XVIII века как ансамбль: типологический аспект // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2015. № 1 (2). С. 218—229.
20. Никифорова Л.В., Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. 2018. № 3 (151). С. 81—102.
- Детский портрет в отечественной живописи XVIII века переживал процесс одновременно становления и изменения под воздействием европейских живописных образцов и представлений о природе детства.
- Цветы, плоды, книги, животные и игрушки в детском портрете того времени связанны с христианской символикой.
- В начале XVIII века детский портрет вбирал в себя традиционные атрибуты и символы изображений взрослых людей, но за счет возраста модели в них нивелировалась любая двусмысленность.
- Атрибутика портретов мальчиков и девочек различалась, а двойные изображения разнополых моделей практически отсутствовали, что свидетельствует об обособленности их миров в то время.
- К концу XVIII века в символической системе детского портрета появляются новые метафоры антиномии света и тьмы, знания и незнания («высветление» образов), а также близости к природе (включение пейзажного фона и допущение естественных поз моделей).
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллина Д.А. «Аллегорическое витийство» в детском портрете XVIII века. Обсерватория культуры. 2020;17(6):616-625. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625
For citation:
Abdullina D.A. The “Allegorical Ornateness” in Children’s Portraits of the 18th Century. Observatory of Culture. 2020;17(6):616-625. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625