Резная деревянная дверь из Кайсери
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-44-54
Реферат
В статье рассматривается малоизвестный памятник сельджукской художественной резьбы — дверь из старинной пятничной мечети в Кайсери (Турция). Резная дверь, хранящаяся в Анкарском этнографическом музее, не является предметом исследований и публикаций. В то же время она принадлежит к группе произведений деревянной резьбы Анатолии, созданных в XII — начале XIII в. и обладающих особой значимостью. Являясь редкими памятниками искусства исламских стран Ближнего Востока домонгольской эпохи, они стоят у истоков художественного расцвета, который сельджукское государство переживало десятилетиями позже.
Дверь была заказана и установлена в ходе ремонта мечети Джами Кебир, осуществленного в период второго правления сельджукского султана Гияс ад-дина Кай Хусрау I (1204—1211) по указанию одного из его эмиров Музаффар ад-дина Махмуда сына Ягы-басана, одного из потомков данишмендидской династии. Орнаментальное убранство двери, организованное как классическая «михрабная» композиция, рассмотрено в комплексе технико-стилистических аспектов. Для сравнительного анализа привлечен материал широкого круга памятников Анатолии и Ирана XI—XIII веков. Близкое сходство использованных техник резьбы и приемов организации декора, мотивов, орнаментальных тем и эпиграфики позволило выдвинуть предположение о том, что мастер-краснодеревщик (ан-наджжар) Ибрагим, сын Абу-Бакра ар-Руми, оставивший свою подпись на минбаре мечети Ала ад-дина в крепости Анкары, мог быть создателем великолепного резного декора двери Джами Кебир.
Об авторе
Лилия Илевна СаттароваНациональный музей Республики Татарстан
Россия
заместитель генерального директора по учету и хранению музейных предметов — главный хранитель
Кремлевская ул., д. 2, Казань, 420111, Россия
ORCID 0000-0003-4062-9113; SPIN 4252-9845
Список литературы
1. Rogers J.M. Saldjukids : VI. Art and Architecture : 2. In Anatolia // The Encyclopaedia of İslam : New Edition. Vol. VIII : Ned—Sam. Leiden : E.J. Brill, 1995. P. 964—970.
2. Meinecke M. Fayencedekorationen seldschukischer Sakralbauten in Kleinasien // Deutsches Archaeologisches Institut : Istanbuler Mitteilungen : Beiheft 13. Tübingen : Wasmuth, 1976. 220 S.
3. Jennings R. Kaysariyya // The Encyclopaedia of İslam : New Edition. Vol. IV : Iran—Kha. Leiden : E.J. Brill, 1997. P. 842—846.
4. Gabriel A. Monuments Turcs d’Anatolie : Tome premier : Kayseri—Niğde. Paris : P., De Boccard, 1931. 166 p.
5. Eravşar O. Cami-i Kebir (Ulu Cami, Sultan Cami) // Kayseri Ansiklopedisi. İstanbul, 2009. P. 295—300.
6. Tanman M.B. Danişmendliler : Mimari // İslam Ansiklopedisi. Cilt 8. Ankara, 1993. P. 474—477.
7. Bosworth C.E. The New Islamic Dynasties : a Chronological and Genealogical Manual. New York : Columbia University Press, 1996. 320 p.
8. Göde K. Halil Edhem (Eldem) ve Kayseri Şehri : Selçuklu Tarihinden Bir Bölüm. Kayseri : Kayseri Büyükşehir Belediyesi Kültür Yayınları, 2011. 128 p.
9. Aslanapa O. Türk Sanatı. İstanbul : Remzi Kitabevi, 1993. 454 p.
10. Aslanapa O. Osmanlılar Devrinde Kütahya Çinileri. İstanbul : Üçler Basımevi, 1949. 118 p.
11. Çayırdağ M. Kayseri Ulu Cami Ahşap Minberi // Türk Etnografya Dergisi : XV. Ankara : Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1976. P. 55—64.
12. Ülkü C. Kayseri Etnografya Müzesi // İslam Ansiklopedisi. Cilt 25. Ankara, 2002. P. 105.
13. Çayırdağ M. Develi Ulu Camii Minberi // Vakiflar Dergisi. 1982. № 14. S. 139—146.
14. Ögel B. Selçuk Devri Anadolu Ağaç Işçiliği Hakkinda Notlar // Yıllık Araştırmalar Dergisi. 1956. Cilt 1. P. 199—235.
15. Bozer R. Kemerli Şemaya Sahip Selçuklu Devri Ahşap Kapı Kanatları // 9. Milletlerarası Türk Sanatları Kongresi. Bildiriler. Vol. 1. Ankara, 1995. P. 407—422.
16. Lee A.J. Islamic Star Patterns // Muqarnas : an Annual on Islamic Art and Architecture. Vol. IV. Leiden : E.J. Brill, 1987. P. 182—197.
17. Lynch H.F.B. Armenia : Travels and Studies. In two volumes. Vol. II : The Turkish Provinces. London ; New York : Longmans, Green, and Co, 1901. 512 p.
18. Sattarova L.I. The Style of Woodwork in the pre-Mongol Seljuk Anatolia: the Case of Konya Minbar // Proceedings of the International Symposium on Konya in Islamic Civilization. December 2016, Konya. Istanbul : IRCICA, 2018. P. 199—218.
19. Саттарова Л.И. Сельджукский минбар из Сиирта // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017, № 1. С. 70—87.
20. Mayer L.A. Islamic Woodcarvers and Their Works. Geneva: Kundig, 1958. 97 p.
21. Bayburtluoğlu Z. Anadolu’da Selçuklu Dönemi Yapı Sanatçıları. Erzurum : Atatürk Üniversitesi, 1993. 324 p.
22. Oral M.Z. Anadolu’da Sanat Değeri Olan Ahşap Minberler, Kitabeleri Ve Tarihçeleri // Vakıflar Dergisi. 1962. № 5. P. 23—77.
23. Çam N., Ersay A. Ankara Muhyiddin Mesud (Alâeddin Camii) Nin Ilk Şekli Ve Türk Mimarisindeki Yeri // Vakiflar Dergisi. 2012. № 38. P. 9—42.
24. Ağa-Oğlu M. Eine Holz-Maksura aus der Seldschukenzeit // Josef Strzygowski-Festrischft. Klagenfurt : A. Kollitsch, 1932. S. 7—9.
- Архитектурные детали и утварь из резного дерева являлись неотъемлемой и значимой составляющей художественного образа мусульманской культовой архитектуры средневековой Анатолии.
- Одним из редких дошедших до наших дней памятников сельджукской деревянной резьбы XII-начала XIII вв. является дверь мечети Джами Кебир в Кайсери.
- Резное убранство двери, в сочетании эпиграфики, геометрических сеток, стилизованных растительных мотивов, является выдающимся образцом мусульманского орнаментального искусства.
- Исследование художественного строя этого малоизвестного памятника позволило связать его с творчеством яркого представителя анкарской школы деревянной резьбы, автора минбара мечети Ала ад-дина в крепости Анкары.
Рецензия
Для цитирования:
Саттарова Л.И. Резная деревянная дверь из Кайсери. Обсерватория культуры. 2021;18(1):44-54. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-44-54
For citation:
Sattarova L.I. A Carved Wooden Door from Kayseri. Observatory of Culture. 2021;18(1):44-54. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-44-54