Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Телевидение как культурно-коммуникативная система: направления эволюции и современные границы

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-468-478

Полный текст:

Реферат

В отечественной науке до сих пор не сложилось устойчивое понимание сущности и родовой принадлежности телевидения, которое продолжает оказывать мощное разнонаправленное воздействие на культурные и социальные процессы современности. Предлагаемая характеристика телевидения как самостоятельной культурно-коммуникативной системы позволяет подчеркнуть его функционирование в качестве отдельного культурного феномена, не сводимого к другим формам коммуникативной деятельности. При этом в русле системно-культурологического подхода в статье обосновывается взаимодействие внутри телевизионной системы основных системообразующих факторов: художественно-развлекательного, экономического, информационного, политического и технологического. Методологической основой изучения телевидения как системы должен стать постоянный учет всех указанных факторов при рассмотрении любого аспекта телевизионной коммуникации.

Системно-диахронический анализ телевидения, раскрывающий основные направления его нелинейного развития через взаимовлияние системообразующих факторов, позволил сделать несколько выводов.

Современное телевидение все больше выступает не столько как средство, сколько как способ коммуникации. Это приводит к редуцированию значимости контента телевизионного высказывания и, наоборот, к абсолютизации формата, который обусловливает и сам контент, и ритуализованные процессы телевизионной коммуникации.

Значительные изменения в телевизионной коммуникации произошли в первые десятилетия ХХI в. под воздействием интернет-технологий: индивидуализация телесмотрения и распространение «внестудийных» форм телепроизводства, повышение качества изображения и демократизация технологий видеосъемки приводят к тому, что телевидение перестает воспринимать себя как утилитарное средство транслирования внекадровой реальности, а все больше позиционируется в качестве самостоятельного культурного источника.

Телевидение в ХХI в. расширило свои границы, вобрав в себя обширную сферу интернет-, видеокоммуникаций. Под современной телевизионной системой мы можем понимать совокупность аудиовизуальных сообщений, предназначенных для публичного показа и воспринимающихся в неспециализированных повседневно-бытовых условиях.

Об авторе

Евгений Евгеньевич Захаров
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
Россия

Институт прикладных информационных технологий и коммуникаций,
кафедра медиакоммуникаций,
доцент

Политехническая ул., д. 77, Саратов, 410054, Россия

кандидат филологических наук, доцент

ORCID 0000-0002-2559-5659; SPIN 5304-1365



Список литературы

1. Телевизионная журналистика : учебник. Москва : Изд-во Московского университета : Высшая школа, 2002. 299 с.

2. Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения. Москва : Российский университет дружбы народов, 2011. 263 с.

3. Михалкович В.И. О сущности телевидения. Москва, 1999. URL: https://lib2.znate.ru/docs/index-341495.html (дата обращения: 07.07.2021).

4. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Москва : Аспект Пресс, 2017. 312 c.

5. Саппак В.С. Телевидение и мы: четыре беседы. Москва : Аспект Пресс, 2007. 166 с.

6. Williams R. Television: Technology and Cultural Form. London ; Ney York : Routledge Classics, 2003. 172 p.

7. Кириллова Н.Б. Медиалогия. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. 419 с.

8. Парсаданова Т.Н. Телепотребление. Что изменилось? // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6. С. 556—559.

9. Скобелев В.Л. Современное состояние и развитие телепотребления в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 25—33.

10. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Москва : Дашков и К°, 2013. 488 с.

11. Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: пути и поиски. Москва : Искусство, 1981. 127 с.

12. Полуэхтова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 71—82.

13. Мясникова М.А. Коммуникативные аспекты функционирования телевидения // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 4. С. 108—117.

14. Короченский А.П. «Пятая власть»?: Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 2003. 283 с.

15. Луман Н. Реальность массмедиа. Москва : Праксис, 2005. 253 с.

16. Вильчек В.М. Телевидение и художественная культура. Москва : Знание, 1977. 63 с.

17. Дзялошинский И.М. Социальные институты и социальная коммуникация. Введение в теорию коммуникационных матриц : учебное пособие. Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2020. 905 c.

18. Большакова Т.В. Экономическая природа телевидения и генезис функций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9. С. 96—100.

19. Мясникова М.А. О сущности телевидения и возможностях его морфологического анализа // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 71. № 1. С. 40—50.

20. Мясникова М.А. Телевидение как культурная ценность // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 16—19.

21. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва : Канон-Пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003. 462 с.

22. Каган М.С. Философия культуры : учебное пособие для академического бакалавриата. Москва : Юрайт, 2019. 353 с.

23. Зверева Г.И. Культурология как академическая проблема // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 10. С. 14—32.

24. Мясникова М.А. Морфологический анализ современного российского телевидения : автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.01.10. Екатеринбург, 2010. 50 с.

25. Захаров Е.Е. Современные технологии телевизионной коммуникации и отечественная культурная традиция. Саратов : ИЦ «Наука», 2010. 124 с.

26. Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации : избранные статьи. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2017. 450 с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва : Искусство, 1968. 576 с.

28. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. Москва : Наука, 1986. 301 с.

29. Poe M. A History of Communication. New York : Cambridge University Press, 2011. 337 p.

30. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Москва : Аспект Пресс, 2004. 140 с.

31. Богданова Е.М. Феномен инфотейнмента на телевидении // Наука телевидения. 2012. № 9. С. 219—223.

32. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Москва : Рефл-бук : Ваклер, 2001. 651 с.

33. Соколова И.Г. Нишевые телеканалы как современный тренд развития российского телевидения // Академическая наука — проблемы и достижения : материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 86—89.

34. Бурдье П. О телевидении и журналистике. Москва : Фонд научных исследований «Прагматика культуры» : Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с.

35. Любарская И. Сериал «Остаться в живых». Скажите, какую траву они курят? // Искусство кино. 2010. № 2. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2010/02/n2-article5 (дата обращения: 07.07.2021).

36. Мхеидзе Г. Сериал «Остаться в живых». Квантовое бессмертие // Искусство кино. 2010. № 2. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2010/02/n2-article6 (дата обращения: 07.07.2021).

37. Кириллова Н.Б. Трансформация экранной культуры как феномена информационной эпохи // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Екатеринбург, 2018. С. 198—202.

38. Сапунов В.И. Интернет-телевидение: технологическая основа, показатели развития и политическая экономия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика 2018. № 4. С. 159—162.

39. Ахмадиева Э.И. Симбиоз интернет-культуры и современного телевидения // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Екатеринбург, 2018. С. 213—217.

40. Мясникова М.А. Культура телесмотрения как научная проблема // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Казань, 2016. С. 335—343.

41. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Харьков : Гуманитарный центр, 2015. 688 с.

42. Ефанов А.А. Между журнализмом и блогингом: коллизии современного медиаобразования // Экология медиасреды. Москва, 2018. С. 74—82.


  • Обыденное понимание телевидения исключительно как средства массовой информации искажает представление о современном функционировании ТВ;
  • Современное телевидение предлагается воспринимать как отдельную культурно-коммуникативную систему;
  • Системообразующее влияние на телевидение оказывают эстетические, экономические, информационные, политические, технологические факторы;
  • Современная телевизионная коммуникация включает в себя кроме традиционного телевидения продукцию интернет-видео и другие публичные аудиовизуальные сообщения;
  • Понимание телевидения как системы имеет принципиальное методологическое и методическое значение для современной научно-образовательной практики.

Рецензия

Для цитирования:


Захаров Е.Е. Телевидение как культурно-коммуникативная система: направления эволюции и современные границы. Обсерватория культуры. 2021;18(5):468-478. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-468-478

For citation:


Zakharov E.E. Television as a Cultural and Communicative System: Evolution Directions and Modern Boundaries. Observatory of Culture. 2021;18(5):468-478. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-468-478

Просмотров: 676


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)