Традиционное и новаторское в драматургии и композиции балетов Белы Бартока
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637
Реферат
Ключевые слова
Об авторе
Анна Петровна НаветнаяРоссия
кафедра «Музыковедение и композиция»,
преподаватель
Марксистская ул., д. 36, Москва, 109147, Россия
ORCID 0000-0003-0323-3419; SPIN 7244-9109
Список литературы
1. Ванслов В.В. О музыке и о балете. Москва : Памятники исторической мысли, 2007. 332 с.
2. Карп П.М. Балет и драма. Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1979. 246 с.
3. Красовская В.М. Статьи о балете. [Ленинград] : [Искусство. Ленинградское отделение], [1967]. 340 с.
4. Наборщикова С.В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин : к проблеме музыкально-хореографического синтеза. Москва : Издательство Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 2010. 342 с.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград : Музыка, 1971. 376 с.
6. Барток Б. Деревянный Принц : одноактный балет. Партитура. Vienna : Universal Edition, 1924. 359 p.
7. Ujfalussy J. Az Intendáns. Gróf Bánffy Miklós (1873—1950) // Muzsika. 2000. December. Vol. 43, № 12. 26 р. The Electronic Periodicals Archive Database (EPA). URL: https://epa.oszk.hu/00800/00835/00036/237.html (дата обращения: 10.11.2020).
8. Magyar Balletek / Oláh Gusztáv ás Szántó Ferenc szerkesztették. Budapest : Officina, [1938]. 60 p.
9. Уйфалуши Й.Б. Бела Барток : Жизнь и творчество / пер. с венгерского М. Погань-Берталан и Л. Шаргиной. Будапешт : Корвина, 1971. 391 с.
10. Balázs B. A fából faragott királyfi // Nyugat. 1912, № 24. P. 879—888.
11. Груцынова А.П. Балет в пространстве современного театра. Москва : Триумф, 2015. 186 с.
12. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. Москва : Искусство, 1976. 351 с.
13. Рязанова Ю.Ю. Новые средства выразительности в балетном искусстве ХХ века (к проблеме соотношения традиции и новаторства). Дис. … канд. искусствоведения (17.00.01 театральное искусство). Москва : 2016. 208 с.
14. Incse Sándor. Ballet az Operaházban // Szinházi Élet. 1917. Vol. VI, № 21. P. 1—7.
15. Барток Б. Чудесный мандарин : одноактный балет-пантомима. Партитура. New York : Boosey & Hawkes, 1955. 327 p.
16. Burda Z., Kis Domokos D. Bartók a színpadon. Budapest : Osiris, 2006. 203 p.
17. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий : очерки. Изд. 2-е. Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2012. 378 с.
18. Косачева Р.Г. О музыке зарубежного балета (1917—1939) : опыт исследования. Москва : Музыка, 1984. 301 с.
19. Lengyel M. A csodálatos mandarin // Nyugat. 1917. № 1. P. 87—93.
20. Kroó G. Bartók-kalauz. Budapest : Zeneműkiadó, 1980. 268 p.
21. Бела Барток : сборник статей / [сост. Е.И. Чигарева]. Москва : Музыка, 1977. 262 с.
22. Бела Барток сегодня : сборник статей : [по материалам международной научной конференции к 125-летию со дня рождения] / ред.-сост.: М.В. Воинова, Е.И. Чигарева. Москва : Московская консерватория, 2012. 200 с.
23. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке. Москва : Композитор, 2003. 328 с.
- Балет в ХХ веке стал одним из самых динамично развивающихся жанров музыкального искусства. Его синтетическая природа позволяла раскрыть новое видение целей композиторского творчества. Венгерский композитор Бела Барток в своих двух балетных партитурах представил оригинальный вариант решения этой задачи.
- Традиции классического балета в балетах Бартока буквально вытеснены новаторским подходом к жанру, что стало неким препятствием для успешной сценической судьбы произведений.
- Самобытность балетных партитур Бартока зиждется на превалировании приёмов инструментальной симфонической музыки. Именно эта особенность является определяющей в анализе данных сочинений.
Рецензия
Для цитирования:
Наветная А.П. Традиционное и новаторское в драматургии и композиции балетов Белы Бартока. Обсерватория культуры. 2020;17(6):626-637. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637
For citation:
Navetnaya A.P. The Traditional and the Innovative in the Dramaturgy and Composition of Béla Bartók’s Ballets. Observatory of Culture. 2020;17(6):626-637. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637