Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Традиционное и новаторское в драматургии и композиции балетов Белы Бартока

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637

Полный текст:

Реферат

Настоящая статья посвящена проблеме развития жанра балета XX в. на примере творчества венгерского композитора Белы Бартока (1881—1945). Цель исследования — раскрыть особенности балетов Б. Бартока в контексте тенденций западноевропейского искусства XX в.; показать новаторские приемы композитора. Выявлены специфические музыкальные средства в формообразовании, которые отображают жанровое определение «пантомима», подчеркивается его новаторство. Балетное искусство начала ХХ в. представляет собой необычайно яркое явление, связанное с активными поисками новых путей развития жанра, происходившими на рубеже XIX—XX вв. Классический балет, достигший вершин в творчестве русской балетной школы и работах М. Петипа, неожиданно оказался признан устаревшим и нежизнеспособным. Новое поколение хореографов в определенной степени стремилось опровергнуть прежние законы жанра. Идея поиска новых выразительных средств становится ведущей, и на смену канону классической хореографии приходит пантомима и новая необычная техника танца, впоследствии получившего название модерн-танец. Балеты Б. Бартока «Деревянный Принц» (1917) и «Чудесный Мандарин» (1919) являются примерами нового типа балетного спектакля начала ХХ века. Показано, что композитор сосредоточил свое внимание на создании симфонической партитуры, отвечающей идеям пантомимы. Обращение к ней было в первую очередь продиктовано самими либретто, в которых Б. Балаж и М. Лендьел именно так определили характер произведений. Закономерно, что отказ от традиционных форм классического балета повлиял на композиционные особенности произведений. Показано, что партитуры «Деревянного Принца» и «Чудесного Мандарина» отличаются новым подходом к музыкальной структуре, в которой значительную роль играют принципы инструментальных форм. При этом каждый из балетов по-своему выражает диалектическую пару «канон и эвристика»: в балете «Деревянный Принц» в определенной степени сохраняется флер классического балета; в «Чудесном Мандарине» этот жанровый образец нарушается почти нарочито. Обращение Б. Бартока к подобному антиклассическому сюжету в данном сочинении отражает новые тенденции эпохи, связанные с художественным течением экспрессионизма. В балетах венгерского композитора дуализм традиционного и новаторского порождает иной тип самой балетной партитуры.

Об авторе

Анна Петровна Наветная
Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова;
Россия

кафедра «Музыковедение и композиция»,
преподаватель

Марксистская ул., д. 36, Москва, 109147, Россия

ORCID 0000-0003-0323-3419; SPIN 7244-9109



Список литературы

1. Ванслов В.В. О музыке и о балете. Москва : Памятники исторической мысли, 2007. 332 с.

2. Карп П.М. Балет и драма. Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1979. 246 с.

3. Красовская В.М. Статьи о балете. [Ленинград] : [Искусство. Ленинградское отделение], [1967]. 340 с.

4. Наборщикова С.В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин : к проблеме музыкально-хореографического синтеза. Москва : Издательство Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 2010. 342 с.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград : Музыка, 1971. 376 с.

6. Барток Б. Деревянный Принц : одноактный балет. Партитура. Vienna : Universal Edition, 1924. 359 p.

7. Ujfalussy J. Az Intendáns. Gróf Bánffy Miklós (1873—1950) // Muzsika. 2000. December. Vol. 43, № 12. 26 р. The Electronic Periodicals Archive Database (EPA). URL: https://epa.oszk.hu/00800/00835/00036/237.html (дата обращения: 10.11.2020).

8. Magyar Balletek / Oláh Gusztáv ás Szántó Ferenc szerkesztették. Budapest : Officina, [1938]. 60 p.

9. Уйфалуши Й.Б. Бела Барток : Жизнь и творчество / пер. с венгерского М. Погань-Берталан и Л. Шаргиной. Будапешт : Корвина, 1971. 391 с.

10. Balázs B. A fából faragott királyfi // Nyugat. 1912, № 24. P. 879—888.

11. Груцынова А.П. Балет в пространстве современного театра. Москва : Триумф, 2015. 186 с.

12. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. Москва : Искусство, 1976. 351 с.

13. Рязанова Ю.Ю. Новые средства выразительности в балетном искусстве ХХ века (к проблеме соотношения традиции и новаторства). Дис. … канд. искусствоведения (17.00.01 театральное искусство). Москва : 2016. 208 с.

14. Incse Sándor. Ballet az Operaházban // Szinházi Élet. 1917. Vol. VI, № 21. P. 1—7.

15. Барток Б. Чудесный мандарин : одноактный балет-пантомима. Партитура. New York : Boosey & Hawkes, 1955. 327 p.

16. Burda Z., Kis Domokos D. Bartók a színpadon. Budapest : Osiris, 2006. 203 p.

17. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий : очерки. Изд. 2-е. Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2012. 378 с.

18. Косачева Р.Г. О музыке зарубежного балета (1917—1939) : опыт исследования. Москва : Музыка, 1984. 301 с.

19. Lengyel M. A csodálatos mandarin // Nyugat. 1917. № 1. P. 87—93.

20. Kroó G. Bartók-kalauz. Budapest : Zeneműkiadó, 1980. 268 p.

21. Бела Барток : сборник статей / [сост. Е.И. Чигарева]. Москва : Музыка, 1977. 262 с.

22. Бела Барток сегодня : сборник статей : [по материалам международной научной конференции к 125-летию со дня рождения] / ред.-сост.: М.В. Воинова, Е.И. Чигарева. Москва : Московская консерватория, 2012. 200 с.

23. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке. Москва : Композитор, 2003. 328 с.


  • Балет в ХХ веке стал одним из самых динамично развивающихся жанров музыкального искусства. Его синтетическая природа позволяла раскрыть новое видение целей композиторского творчества. Венгерский композитор Бела Барток в своих двух балетных партитурах представил оригинальный вариант решения этой задачи.
  • Традиции классического балета в балетах Бартока буквально вытеснены новаторским подходом к жанру, что стало неким препятствием для успешной сценической судьбы произведений.
  • Самобытность балетных партитур Бартока зиждется на превалировании приёмов инструментальной симфонической музыки. Именно эта особенность является определяющей в анализе данных сочинений.

Для цитирования:


Наветная А.П. Традиционное и новаторское в драматургии и композиции балетов Белы Бартока. Обсерватория культуры. 2020;17(6):626-637. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637

For citation:


Navetnaya A.P. The Traditional and the Innovative in the Dramaturgy and Composition of Béla Bartók’s Ballets. Observatory of Culture. 2020;17(6):626-637. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-626-637

Просмотров: 114


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)