Военный реквием Бенджамина Бриттена в свете интертекстуальных связей
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-436-446
Реферат
Тема войны и мира является одной из вечных проблем человечества и одной из актуальнейших во все времена тем в искусстве. В годовщину 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941—1945) центром исследовательского интереса автора стало одно из редких по силе воздействия произведений, срывающее маску с апологетики войны, бескомпромиссно и честно повествующее о человеческой цене военного безумия. Речь идет о Военном реквиеме английского композитора XX в. Б. Бриттена.
Представленный опыт искусствоведческого анализа призван эксплицировать интертекстуальные связи произведения с рядом текстов (вербальных и главным образом музыкальных), вписанных в широкий социально-исторический и художественный контекст как прошлого, так и современного творчеству английского музыканта. Данный способ прочтения произведения позволяет проследить роль диалога с европейской и национальной традицией в рождении оригинального, новаторского по стилю, в высшей степени выдающегося по своим художественным и гражданственно-этическим достоинствам текста Б. Бриттена.
С выявлением интертекстовых включений — литературных, идейно-образных, сюжетных, жанровых, музыкально-лексических, интонационных и на уровне музыкального тематизма (из произведений В. Моцарта, Г. Берлиоза, П. Чайковского, Д. Шостаковича) — появляется ряд новых возможностей: усилить эмоциональные переживания реципиента, углубить понимание смысла как отдельных разделов реквиема, так и его общей концепции; расширить содержательное поле интерпретаций партитуры; убедиться в неисчерпаемости культурных традиций для актуального творчества в области искусства. Наконец, конкретизировать наши представления о личности Б. Бриттена: выраженных гуманистических и антимилитаристских устремлениях, которые были продиктованы не столько внешними поводами (актуальность темы в период холодной войны, заказ реквиема на открытие собора в г. Ковентри), сколько глубоко выстраданными переживаниями за судьбы мира и человека. В целом же, по мнению автора, проделанный анализ практически подтверждает известную идею о том, что семиозис — процесс интерпретации знака и порождения значения в искусстве (в том числе музыкальном) — не ограничен и может завершиться только с прекращением существования самой культуры.
Об авторе
Элеонора Васильевна ВыбыванецРоссия
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Стасова ул., д. 167, стр. 1, Краснодар, 350075, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0001-5975-1368; SPIN 8363-9079
Список литературы
1. Евдокимова Ю. Вячеслав Артёмов — Requiem : [аннотация к грампластинкам фирмы «Мелодия»] / В. Артёмов. Реквием : альбом : 2 пласт. и 4-страничный буклет : Мелодия. Запись 1889 г.
2. Далгат Дж. «Военный реквием» Б. Бриттена // Б. Бриттен. Военный реквием : Для солистов, смешан. хора, хора мальчиков, симф. и камерного оркестров : Соч. 66: Текст из «Заупокойной мессы» и из стихотворений Уилфрида Оуэна / вступ. ст. и пер. англ. текста Дж. Далгата : Клавир с пением И. Холста. Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1971. С. 5—9.
3. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен. Москва : Советский композитор, 1974. 392 с.
4. Орлов Г. «Военный реквием» Бриттена // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Ленинград : Музыка, 1967. С. 65—99.
5. Petersen N.H. Poetry, Truthfulness, and the «Pity of War»: the Sacrifice of Isaac, Wilfred Owen, and Benjamin Britten : Essays in Honor of Claus Clüver, January 2009 // Media inter Media. P. 143—163. DOI: 10.1163/9789042028432_008.
6. Василенко А.А. Вокальные циклы Бенджамина Бриттена: мир поэтических образов и его музыкальная интерпретация : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Москва, 2012. 28 с.
7. Crilly D. Britten and Owen: An Intertextual reading of the War Requiem / Delia da Sousa Correa (ed.) // Phrase and Subject : Studies in Literature and Music. Oxford : Legenda, 2006. P. 178—192.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Санкт-Петербург : Азбука, 2015. 412 с.
9. Современное зарубежное литературоведение : Cтраны Западной Европы и США : Концепции, школы, термины : энциклопедический справочник. Москва : Интрада, 1996. 317 с.
10. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. Москва : Прогресс, 2000. С. 427—457.
11. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1988. № 10. С. 88—104.
12. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. 703 с.
13. Кандинский-Рыбников А.А. Учение о счастье и автобиографичность в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина, изданных А.П.» : Литературно-критическое исследование. Москва : Феникс, 1992. 200 с.
14. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. Москва : Советский писатель, 1992. 429 с.
15. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность : сборник статей / науч. ред. П.Е. Бухаркин. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. 444 с.
16. Еременко Е.Г. Интертекстуальность, интертекст и основные интертекстуальные формы в литературе // Уральский филологический вестник. 2012. № 6. С. 30—140.
17. Данченко А.К. Проблема определения англо-американского модернизма: феноменологические границы и специфика // Вестник Полоцкого государственного университета. 2014. № 7. С. 132—135.
18. Безруков А.Н. Поэтика интертекстуальности : учебное пособие. Бирск : Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2005. 70 с.
19. Климовицкий А. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекста // Музыкальная академия. 1998. № 3—4, кн. 2. С. 280—286.
20. Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. 1999. № 2. С. 9—22.
21. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. Москва : Композитор, 1998. 343 с.
22. Дьячкова Л.С. Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: к проблеме интертекстуальных связей // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии : Научно-практическая конференция (17—21 ноября 1992 г.) : сборник трудов. Вып. 2. Москва, 1994. С. 183—191.
23. Можейко М.А. Интертекстуальность // Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. Москва : АСТ ; Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. С. 421—423.
24. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика. Москва : Прогресс, 1989. 615 с.
25. Оводова С.Н. Текст в постнеклассической культуре // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. Культурология. 2014. № 7. С. 109—113.
26. Войнич Э.Л. Избранные произведения : в 2 т. Т. 1. Москва : Гослитиздат, 1960. 440 с.
27. Приходько И. Об исторических границах строгого стиля // Теория полифонии и методика ее преподавания Вып. 1 : Общие принципы и нормы полифонии строгого письма : сборник статей. Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2011. С. 80—115.
28. Захарова О. Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца // Из истории зарубежной музыки. Москва : Советский композитор, 1980. Вып. 4. С. 55—81.
29. Сабинина М.Д. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль : исследование. Москва : Музыка, 1976. 478 с.
Рецензия
Для цитирования:
Выбыванец Э.В. Военный реквием Бенджамина Бриттена в свете интертекстуальных связей. Обсерватория культуры. 2021;18(4):436-446. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-436-446
For citation:
Vybyvanets E.V. The War Requiem by Benjamin Britten in the Light of Intertextual Links. Observatory of Culture. 2021;18(4):436-446. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-436-446