Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Редизайн и ретродизайн как методы создания произведений современного искусства и дизайна

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-594-605

Реферат

В статье рассматривается ставшая распространенной в современном искусстве и дизайне тенденция — черпать источник вдохновения в предшествующих стилях и направлениях, которые остались в разных своих формах как историческая память и как артефакты, существующие параллельно в одном культурно-информационном пространстве. Проектная культура достигла наибольших высот в сфере прототипного проектирования в период последней фазы модернизма в середине XX века. Эпоха постмодерна нарушила эту традицию. Отрицание модернизма как устаревшего художественно-творческого подхода, поиск новых путей и методов проектирования нашли отражение в альтернативных направлениях дизайна второй половины 1960-х гг. — радикальном дизайне и антидизайне, которые вылились в дальнейшем в редизайн и банальный дизайн. Отрицая достижения модернизма с его культом эстетики и функциональности, делая ставку на самовыражение, дизайнеры нового поколения оставили попытки по формированию и разработке широкоуниверсальных образцов с высокой степенью подчиненности эстетическим нормам и ценностям, но тем не менее обратились к модернизму и более ранним стилям и эпохам как к источникам вдохновения. Не случайно поэтому характерной чертой дизайна рубежа XX—XXI вв. стало бесконечное повторение самого себя, а редизайн и ретродизайн можно считать ключевыми методами современного дизайн-проектирования и создания произведений искусства. Вполне вероятно, что в недалеком будущем в подобной ситуации искусство и культура перестанут воспроизводить оригинальные продукты и идеи. В этой связи вызывает опасение притягательность, особенно для молодого поколения, форм, жанров, приемов, которые существуют уже десятилетиями. Апроприация, ссылка и рекурсия сделались типологическими особенностями дизайна. Приводя противоположные мнения по этому поводу, в данной статье предлагается поразмыслить над вопросом: считать постоянное обращение культуры к своему прошлому и связанную с этим подмену новизны подлинного новаторства позитивным или негативным явлением?.

Об авторах

Владимир Александрович Краснощеков
Поволжский государственный университет сервиса
Россия

кафедра дизайна и искусства,
доцент

Гагарина ул., д. 4, Тольятти, 445677, Россия

кандидат исторических наук, доцент

ORCID 0000-0003-0275-4490; SPIN 3097-7485



Татьяна Васильевна Белько
Поволжский государственный университет сервиса
Россия

кафедра дизайна и искусства,
заведующая кафедрой

Гагарина ул., д. 4, Тольятти, 445677, Россия

доктор технических наук, профессор

ORCID 0000-0002-4385-6293; SPIN 6683-2916



Список литературы

1. Шлезингер А.М. (мл.). Циклы американской истории / пер. с англ. П.А. Развина, Е.И. Бухаровой; заключ. ст. В.И. Терехова. Москва : Прогресс : Прогресс-Академия, 1992. 685 с.

2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991. 538 p.

3. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. 2006. 16 августа. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2682 (дата обращения 11.06.2020).

4. Magee G.A. The Hegel Dictionary. London ; New York : Continuum International Publishing Group, 2010. 270 p.

5. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Москва : Наука, 1973. С. 6—15.

6. Слюсар В.И. Фаббер-технологии. Новое средство трехмерного моделирования // Электроника: наука, технология, бизнес. 2003. № 5. C. 54—60.

7. De Jong C.W. (еd.). Dieter Rams: Ten Principles for Good Design. Munich ; London ; New York ; Prestel, 2017. 416 p.

8. Rosenfield K. Dieter Rams 10 Principles of «Good Design» [Электронный ресурс] // АrchDaily. 2012. January 09. URL: https://www.archdaily.com/198583/dieter-rams-10-principles-of-%25e2%2580%259cgood-design%25e2%2580%259d (дата обращения: 11.06.2020).

9. Рейнольдс С. Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого. Москва : Белое яблоко, 2015. 528 с.

10. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый Интернационал / пер. с франц. Б. Скуратова ; под ред. Д. Новикова. Москва : Logos-аltera : Ecce homo, 2006. 256 с.

11. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. 18-е изд. Москва : Русский язык, 1981. 888 с.

12. Кобрин К. Секс в большом городе: путеводитель по двум книгам Оуэна Хэзерли // Неприкосновенный запас. 2012. № 1 (81). С. 163—170.

13. Davis Colin. Hauntology, spectres and phantoms [Электронный ресурс] // French Studies. 2005. № 59 (3). P. 373—379. URL: http://fs.oxfordjournals.org/content/59/3/373.full (дата обращения: 11.06.2020).

14. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Ростов-на-Дону : Фолиант, 2002. 418 с.

15. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 35—53.

16. Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2000. 104 с.

17. Тарнас Р. История западного мышления. Москва : Крон-Пресс, 1995. 444 с.

18. Duchamp M. Apropos of «Readymades» // Esthetics contemporary / ed. by R. Kostelanetz. New York : Prometheus books, 1978. P. 93—94.

19. Брайнин-Пассек В. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике // Новый мир искусства. 2002. № 5(28). С. 7—9.

20. Жариков С.А. Дырка до востребования (два Баха, две культуры и священный мат московского концептуализма) [Электронный ресурс]. 2015. April 30. URL: https://zharikov.dreamwidth.org/91937.html (дата обращения: 11.06.2020).

21. Черняк В.Д., Черняк М.А. Трэш // Массовая литература в понятиях и терминах : учебный словарь-справочник. Москва : Флинта : Наука, 2015. С. 168—169.

22. Heiser J. Analyze This. A round table discussion led by Jörg Heiser on «super-hybridity»: what is it and should we be worried? With Ronald Jones, Nina Power, Seth Price, Sukhdev Sandhu and Hito Steyerl // Frieze.com. 2010. September 01. URL: https://frieze.com/article/analyze (дата обращения: 11.06.2020).

23. Heiser J. What is «super-hybridity»? // Frieze.com. 2010. September 01. URL: https://frieze.com/article/pick-mix (дата обращения: 11.06.2020).

24. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. 215 с.

25. Гройс Б. Политика поэтики : [сб. ст.]. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2012. 400 с.

26. Urban G. Metaculture: How Culture Moves through the World. Minneapolis : University of Minnesota Press, 2001. 336 p.


  • С позиции модернизма искусство и дизайн развиваются циклично по спирали с выходом на качественно новый уровень.
  • Постмодернизм закольцевал это прогрессивное поступательное движение в одной плоскости.
  • Проектно-творческими методами постмодернизма в искусстве и дизайне становятся редизайн и ретродизайн.
  • Прошлое влияет на настоящее, препятствуя созданию подлинно нового в искусстве и дизайне.
  • Интерпретация, апроприация и ссылка подменили настоящее новаторство в дизайне и искусстве.

Рецензия

Для цитирования:


Краснощеков В.А., Белько Т.В. Редизайн и ретродизайн как методы создания произведений современного искусства и дизайна. Обсерватория культуры. 2020;17(6):594-605. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-594-605

For citation:


Krasnoshchyokov V.A., Belko T.V. Redesign and Retro Design as Methods of Creating Works of Modern Art and Design. Observatory of Culture. 2020;17(6):594-605. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-594-605

Просмотров: 962


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)