Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Танец в модусе самоидентификации

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-638-647

Полный текст:

Реферат

Основная идея статьи заключается в обращении к феномену танца как виду творческой деятельности в модусе самоидентификации. Социокультурная (само)идентификация в границах искусства понимается как процесс и пространство выстраивания контура — личностного и коллективного — относительно тех или иных групп ценностей, норм и традиций, как способ обнаружения границ рефлексивности и возможности их репрезентации в художественном акте. Исходя из трактовки рефлексии как обращенности мышления на самое себя, в рамках данной статьи решается задача показать в аспекте формирования и сохранения параметров идентичности потенциал искусства в целом и танца в частности. Идентичность рассматривается как результат конструирования метафизических опор и способов саморепрезентации в наиболее широком спектре: национальном, религиозном, идеологическом, гендерном, но прежде всего — собственно художественно-стилевом. В качестве основных аксиологических ориентиров для искусства хореографии, помимо очевидной ценности красоты и гармонии, выделяются выразительность и подлинность. Анализируется высокий коммуникативный потенциал танца как вида художественной деятельности на профессиональном и самодеятельном уровнях. Особый акцент делается на специфике процедур самоидентификации в пространстве современного танца, трактуемого в данном контексте в широком хронологическом поле — от возникновения «свободного танца» Айседоры Дункан до актуальных тенденций в рамках танца постмодерн, contemporary dance и перформативных практик. По итогу исследования делается вывод о высоком аксиологическом потенциале танца как вида художественной деятельности, соединяющей в себе телесные (физические) и метафизические практики.

Об авторе

Елена Эдуардовна Дробышева
Академия русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия

кафедра балетмейстерского образования,
профессор

Зодчего Росси ул., д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия

доктор философских наук

ORCID 0000-0002-5713-6756; SPIN 3988-3860



Список литературы

1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре [Электронный ресурс] / пер. с нем. С. Ташкенова. 2017. 504 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=594187&p=1 (дата обращения: 13.11.2020).

2. Краева А.Г. Рефлексия в искусстве: sciense art как ответ в условиях формирующейся трансдисциплинарности [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12—3 (86). C. 97—100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-iskusstve-sciense-art-kak-otvet-v-usloviyah-formiruyuscheysya-transdistsiplinarnosti (дата обращения: 13.11.2020).

3. Адорно Т.В. Негативная диалектика. Москва : Научный мир, 2003. 373 с.

4. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного [Электронный ресурс] / пер. с фр. Ю.В. Марковой // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 17—29. URL: https://web.archive.org/web/20030812225217/http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/burd.html (дата обращения: 13.11.2020).

5. Сироткина И. Что такое современный танец : [курс лекций] [Электронный ресурс] // Арзамас. URL: https://arzamas.academy/materials/1424 (дата обращения: 13.11.2020).

6. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2008. 351 с.

7. Платон. Законы // Сочинения : в 4 т. Т. 3, ч. 2 / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета : Изд-во Олега Абышко, 2007. 731 с.

8. Усачёв Ю.Ю., Бугаёв А.В. Эволюционное развитие дуэтного танца в исторической ретроспективе [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 3 (19). С. 72—77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsionnoe-razvitie-duetnogo-tantsa-v-istoricheskoy-retrospektive (дата обращения: 13.11.2020).

9. Толерантность Запада дошла до абсурда — Большой театр обвинили в расизме [Электронный ресурс] // Рамблер.Новости. URL: https://news.rambler.ru/community/43346732/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 13.11.2020).

10. Banes S. Terpsichore in Sneakers: Post-Modern Dance. Middletown, CT : Wesleyan University Press, 1987. 331 p.

11. Сироткина И.Е. Желание vs биовласть: танцевальная революция ХХ века // Социология власти. 2017. Т. 29, № 2. С. 97—115.

12. Меньшиков Л.А. Искусство как антиискусство. Теория и практика флюксусдвижения в акционизме 1960—1970-х годов. Санкт-Петербург : Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. 500 с.

13. Дробышев В.Н. Эстетический искус различия // Архитектоника современного искусства. От модерна к постмодерну : сборник статей / сост. Е.Э. Дробышева. Санкт-Петербург : Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2015. С. 17—26.

14. Конаев С. Запись тела и тело записи [Электронный ресурс] // Театр. 2015. № 20. С. 88—99. URL: http://oteatre.info/zapis-tela-i-telo-zapisi/ (дата обращения: 13.11.2020).

15. Усачёв Ю.Ю., Бугаёв А.В. Специфика техники Рудольфа фон Лабана в системе современного танца [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. № 1 (29). С. 82—85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tehniki-rudolfa-fon-labana-v-sisteme-sovremennogo-tantsa/viewer (дата обращения: 13.11.2020).

16. Богданова Л.А. Современный российский танец в поиске культурной самоидентификации // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 4, № 3. С. 84—87.

17. Гордеева Т.В. Возникновение культурного мира отечественного современного танца // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 3 (56). С. 60—74.

18. Осинцева Н.В. Отражение в хореографии социокультурных изменений в обществе [Электронный ресурс] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 26. С. 16—19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23464257 (дата обращения: 13.11.2020).

19. Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве : автореф. дис. … канд. культурологии. Москва, 2000. 22 с.

20. Ирхен И.И. Образование в области культуры и искусств в реформируемой России: состояние и тенденции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3 (35). С. 122—129.


  • Архитектоника искусства предполагает разноплановое взаимодействие ее составляющих, маркируемое ценностями.
  • Обнаружение контуров (само)идентичности является одной из базовых рефлективных процедур в арт-процессе.
  • Танец обладает высоким аксиологическим потенциалом как специфическая форма художественной активности, объединяющая физические и метафизические практики обнаружения границ личности.
  • В авторском дискурсе танец анализируется как пространство / инструмент репрезентации идентичности во множестве ее модусов.
  • Актуальные арт-практики особенно ценностно нагружены поисками культурной / национальной / гендерной / стилевой идентичности.

Для цитирования:


Дробышева Е.Э. Танец в модусе самоидентификации. Обсерватория культуры. 2020;17(6):638-647. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-638-647

For citation:


Drobysheva E.E. Dancing in the Modus of Self-Identification. Observatory of Culture. 2020;17(6):638-647. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-638-647

Просмотров: 482


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)