Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Научный рецензируемый журнал «Обсерватория культуры» издается Российской государственной библиотекой с 2004 года. 
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (Перечень ВАК).  Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). 

На страницах журнала публикуются научные статьи, посвященные теоретическим вопросам отечественной и мировой культуры и искусства, а также культурологии как образовательной дисциплине; они соседствуют с аналитическими обзорами, очерками и рецензиями, представляющими актуальное состояние культурных и художественных процессов во всем их многообразии и технологическом воплощении. Театр и музыка, изобразительное искусство и кинематограф, литература и архитектура, наследие и актуальные культурные практики, вопросы культурной политики и управления учреждениями культуры — все эти сферы представлены сегодня на его страницах. 

Редакция принимает только оригинальные, не публиковавшиеся ранее научные статьи философского, культурологического и искусствоведческого характера в соответствии с тематикой основных разделов.

Журнал «Обсерватория культуры» считается включенным в Перечень ВАК по следующим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:

5.7.8 — Философская антропология, философия культуры (философские науки)
5.10.1 — Теория и история культуры, искусства (философские науки, культурология, искусствоведение)
5.10.2 — Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология, искусствоведение)
5.10.3 — Виды искусства (с указанием конкретного искусства) (искусствоведение)
5.10.4 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (культурология)

Журнал «Обсерватория культуры» адресован не только исследователям, преподавателям и учащимся, но и широкой читательской аудитории.

 

 

 

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 22, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF | PDF-COVER

КОНТЕКСТ

4-14 109
Реферат

В статье выдвигается тезис о необходимости актуализации наследия русской религиозной мысли в современной интеллектуальной культуре России. Поставлен вопрос о реинтерпретации философских проектов Серебряного века в культурологическом и философском дискурсах о секуляризме и постсекуляризме и аксиологической структуре культуры. Рассматривается специфика культуркритического подхода Б.П. Вышеславцева, сформулированного русским мыслителем в процессе осмысления результатов секуляризации в современной ему России и Европе, в рамках которого им были проблематизированы темы кризиса религиозного сознания и духовной целостности человеческого бытия. Центральное внимание уделено попытке философа интегрировать идеи и понятия психоанализа в свою религиозно-философскую концепцию культуры, опирающуюся на традиции восточно-христианского богословия и русской религиозной метафизики. Оригинальность представляемой Вышеславцевым концепции раскрывается в сравнении с иными, современными ей проектами синтезирования русской религиозной мысли с философскими течениями позднего модерна. Предметом исследования являются базовые концепты, которые Вышеславцев заимствует из трудов З. Фрейда и К.Г. Юнга, а также святоотеческие тексты, выделенные Вышеславцевым в качестве наиболее соответствующих исходных оснований для интеграции положений психоаналитической школы в православно окрашенную философию культуры и этику. Сделан вывод, что попытка найти путь синтезирования и диалога между идейно оппонирующими во многих своих положениях концепциями является философски и культурологически значимой, хотя и не достигает желаемой цели преобразить психоанализ верой в трансцендентного Бога. Главным результатом оказывается сам поиск взаимодействия и возможности обмена идей между современной философией и богословием как стремление обновить язык интеллектуального общения в раскрытии истины христианства и его возрождения в духовном опыте человека современной культуры.

Выявлению потенциала «этно + модерна» позволяют механизмы включения идеологем с сакральным началом. Тогда привычный дискурс о «бедности и богатстве» переводится в форму, определяющую судьбу северных этнокультур в мировом масштабе.

То, что народ «умеет лучше всего делать, делая веками» артикулируется метафизикой сакрального, делая функциональными синергию этнокультурного ренессанса и социокультурной модернизации, а взаимодействие глобальной культуры модерна с этнической “культурой холода” обеспечивая действенным преобразующим эффектом.

Искомый региональный нарратив должен быть понятен сакральным условностям традиционного мировоззрения северян — их живой «связью с предками», совмещенной с самоощущением бытия в современной политической картине мира.

15-23 27
Реферат

Актуальность темы связана с модернизацией региональных этнических культур России. Модерн лежит в основе современной российской цивилизации, предлагая западному постмодерну с тотальной аномией императив сохранения традиций. В свою очередь, российский модерн, являясь наследником советского варианта, также трансформируется, актуализируя парадигму этномодерна, реализующего этнокультурный человеческий капитал.

Автор констатирует наступление эпохи реализации этнокультурного потенциала многонациональной страны, который находится на волне этнокультурного ренессанса. Одним из условий реализации этого становится поиск сакрального начала в социокультурной модернизации. Сегодня в сложной для России геополитической обстановке ярко обозначился общественный заказ на онтологию сакральных смыслов развития общества, сохраняющего в отличие от многих стран Запада традиционные устои и мораль. Такие поиски вдвойне актуальны для северных сообществ национальных республик Российской Федерации, преимущественно сохранивших мифологический подсознательный комплекс, направленный к сакрально окрашенным целям и формам выражения достойной жизни в гармонии с окружающей природой.

Предлагаются базовые принципы формулировки сакрального начала для Республики Саха (Якутия). Констатируется наличие соотносительности этнокультурного ренессанса и социокультурной модернизации. Ренессанс — естественный ответ культуры на нежелание слома морально-нравственных традиций, закрепленных диссоциируемым этносимволическим комплексом. Первый этап ренессансных процессов в этнической культуре проявлен в искусстве, фольклорных жанрах, возрождении чистоты и богатства национального языка. Второй этап включает научно-техническое творчество, товарное производство и социально-экономический рост. Необходимы новые этнокультурные механизмы онтологизации модернизационных программ развития через включение идеологем с сакральным началом.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

24-33 28
Реферат

В статье рассматривается содержание, которое транслируют в массовое сознание культурные индустрии. Автор полагает, что культурные индустрии в полной мере играют роль инструмента формирования мировоззрения и системы ценностей, характерных для западного постиндустриального общества. Культурные индустрии при их внешнем содержательном разнообразии и многоплановых предложениях потребителю всегда выполняют социальный заказ, подчинены диктату финансовых властных элит и неразрывно сплетены с торговыми отношениями рыночного общества и соответствующей ему массовой культуры. Распространяемые культурными индустриями ценности неоднородны: это ценности двух типов, направленные к разным стратам общества. Ценности индивидуализма, финансовой успешности, соперничества, доминирования будто бы транслируются всем, но предназначаются для потенциальных экономических и политических лидеров, способных включаться в конкуренцию за властное влияние. Вторую группу составляют ценности, предназначенные «для масс», выступающих в роли большинства, которое эксплуатируется, но не должно препятствовать росту благосостояния элит. В этой группе превалируют два вида ценностей: «ценности примирения» (сентиментальные ценности и толерантность) и «ценности забвения» (самопогруженность в негативные внутренние состояния или в борьбу с ними). Отмечается, что важнейшей ценностью, распространяемой западными бизнес-элитами через культурные индустрии, является сам западный образ жизни, который предлагается другим странам и народам как эталон совершенства. Подчеркивается, что российские культурные индустрии призваны предлагать россиянам иные ценностно-смысловые ориентиры.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Народные святые – личности, посмертно почитаемые в народе, но не канонизированные церковью официально, к которым совершаются молитвы и подношения.

Не отвергая полностью католицизм, латиноамериканцы обращаются к таким святым в поисках утешения и справедливости, которых не нашли ни в церкви, ни в других общественно-политических институтах.

Места почитания народных святых превращаются в центры паломничества и культуры, становясь символами целых регионов.

34-43 23
Реферат

Статья посвящена анализу феномена народных святых — неофициально канонизированных личностей, посмертно почитаемых как героев, которым возносят молитвы и делают подношения. Данный синкретический культ возник на основе слияния традиционных индейских верований и католицизма, получив широкое распространение на всей территории Латинской Америки. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день все больше латиноамериканцев, считающих себя католиками, почитают в том числе народных святых. Этот культ выходит за рамки религии и переходит в категорию культурной практики, так как места почитания народных святых становятся полноценными туристическими центрами, определяющими экономический, культурный и символический облик региона. На ряде примеров доказано, что популярность культов народных святых обусловлена поиском справедливости и попыткой найти утешение в жизненных невзгодах, так как латиноамериканцы во многом разуверились как в церкви, так и в общественно-политических институтах. В то же время народные святые вызывают больше доверия, так как при жизни эти личности либо сталкивались с теми же бедами, что и обычные люди, — бедностью, беззаконием и несправедливостью, — либо их постигла преждевременная или насильственная смерть, что возвеличивает их страдания в глазах общества. Обращение к народным святым не ограничено личным общением: в их честь устанавливаются многочисленные алтари, устраиваются праздники, привлекающие тысячи верующих и скептиков, создаются произведения искусства, возводится соответствующая инфраструктура. Делается вывод о том, что некоторые латиноамериканские города и регионы начинают ассоциироваться с образами конкретных святых, ведь последние становятся их настоящими культурными символами, определяющими территориальную идентичность и культурное пространство.

НАСЛЕДИЕ

44-52 20
Реферат

Статья посвящена малоизвестной рукописи третьей четверти XVI в., содержащей жития Григория Акрагантийского, Филарета Милостивого и Саввы Освященного и уникальные владельческие записи XVII века. Цель настоящей работы — проследить бытование книги и ввести ее в научный оборот в качестве нового исторического источника, имеющего отношение к судьбе известного старообрядческого деятеля — протопопа Даниила Темниковского. Исследование многочисленных записей, оставленных в XVII—XIX вв. на полях книги ее владельцами, показало, что уже в 1630 г. сборник находился в архангельских землях, а в 1636 г. был продан помещиком Павлом Тимофеевичем Голоперовым Василию, священнику церкви Зосимы и Савватия Соловецких и церкви Николы Чудотворца в Нижнем (Никольском) посаде в Холмогорах. Выяснилось, что дальнейшая судьба рукописи связана с ее новым владельцем — протопопом соборной церкви Преображения и Николы Чудотворца в Темникове Даниилом Никитичем Темниковским, оставившим свою автографическую запись на полях книги (не ранее 1650—1652 гг.). Это обстоятельство впервые вводится в научный оборот на фоне хорошо изученной биографии протопопа, известного своими судебными разбирательствами и отстаиванием принципов старой веры, за что по приказу патриарха Никона он был заключен в московский Новоспасский монастырь, а в 1673 г. сослан новгородским митрополитом Иоакимом в Деревяницкий монастырь. Отмечено сходство переплета егоровского сборника (выполненного в 1630 г.) с переплетом другой рукописи из собрания Е.Е. Егорова, бытовавшей в архангельских землях, на Вычегде. Прослеживается дальнейшая судьба исследуемой книги вплоть до ее приобретения в конце XIX в. купцами-старообрядцами Н.П. Никифоровым, а затем Е.Е. Егоровым.

53-64 28
Реферат

В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова со второй половины XX в. хранятся литые предметы, изготовленные на уральских художественно-промышленных заводах Челябинской области. Вопрос об эстетических свойствах данного направления декоративно-прикладного искусства волнует сегодняшнее музейное сообщество, ведь даже отливки конца XX в. постепенно приобретают музейную ценность. В статье рассматриваются примеры чугунного литья в качестве эстетического явления. Большинство из них произведены на Каслинском заводе, также имеются образцы литья из уральского города Куса. Проблема изучения декоративно-прикладного искусства — одна из сложных в искусствознании, поскольку нужно оценивать не только содержательное качество, но и назначение предмета, его функциональность и декоративность. В результате исследования сделан вывод о том, что по отношению к чугунному литью применим диалектический подход, в частности связанный с концепцией культуры как идеалообразующей стороны жизнедеятельности человека. Так, анималистический и портретный жанры кабинетной скульптуры чаще являют гармоничный баланс декоративного и прикладного. Эстетическая функция преобладает над утилитарной в бытовом, этнографическом (визуально-антропологическом) жанрах. В данной функции имеется аспект неутилитарного удовольствия (концепт А.М. Лосева). Оно, в частности, связано с расширением прежних образовательных границ зрителя, чувственным созерцанием реципиента. Таким образом, эстетическая функция декоративно-прикладного произведения возрастает при формировании диалога зрителя с произведением искусства на основе неутилитарного отношения с предметом.

  • Актуализация природно-культурного наследия – это переход смыслов и ценностей из прошлого в настоящее и потенциальное будущее и встраивание их в современную действительность.
  • В современной актуализации природно-культурного наследия важно учитывать принципы устойчивости, которые основываются на балансе экологических, экономических и социальных аспектов и на равноправии культурного и природного разнообразия.
  • Заповедные территории России – особые пространства, где сохраняется и актуализируется природно-культурное наследие. Любая деятельность, в том числе сохранение и актуализация природно-культурного наследия на заповедной территории должна обладать характеристиками устойчивости.
  • Междисциплинарные творческие лаборатории, реализуемые на заповедных территориях как креативные исследовательские площадки для равноправного диалога, обмена мнениями и совместного творчества всех участников процесса представляют собой инструмент устойчивой актуализации природно-культурного наследия.
  • В качестве примера таких лабораторий рассматриваются международные художественные исследовательские проекты, реализованные на территории музея-заповедника «Дивногорье».
65-75 53
Реферат

Актуализация природно-культурного наследия рассматривается в комплексном подходе: сохранение/архивирование и презентация через музейные институции (архивы), в том числе заповедные территории, и перенос материальных объектов и нематериальных ценностей в реальную жизнь для включения их в современный смысловой контекст. В то время как сохранение и презентация наследия имеет обширную традицию и практику в музееведении, методы и подходы включения наследия в современный контекст постоянно меняются и обновляются с учетом текущей ситуации. Обращение к современному искусству как к методу интерпретации наследия основано на его потенциале использования различных методов, приемов и подходов из разных дисциплин: художественное исследование, междисциплинарный подход и т. д. Специфика заповедных территорий в России как комплексных формирований, объединяющих в себе множественные практики (научные, просветительские, рекреационные и др.), открывает возможность использовать разнообразные форматы интерпретации данных, такие как творческие лаборатории, включающие современные художественные исследования, междисциплинарное и социальное сотрудничество и представление результатов исследований для широкой аудитории. В качестве примера такой лаборатории в исследовании рассматриваются международные художественные исследовательские проекты, реализованные на территории музея-заповедника «Дивногорье».

КАФЕДРА

76-84 29
Реферат

Анализируется применение символов и знаков в живописи. Ограниченный объем настоящей статьи не позволяет разрешить проблемы, связанные с проявлениями символов и знаков в живописи, но дает возможность обозначить круг возникающих при этом вопросов. Символ рассматривается как образ некоторого реального или вымышленного объекта, обладающего самостоятельным бытием, а кроме того, наделенного функцией означающего при каком-либо означаемом. Знак, в отличие от символа, собственным бытием не обладает; весь его смысл заключается в том, чтобы выполнять функцию означающего. Показано, что художественное изображение уже само по себе является символом, поскольку, будучи самостоятельным объектом, указывает на нечто такое, чем оно само не является. Кроме того, символы (как и знаки) составляют важнейшую часть фабулы художественного изображения. В дискурсе современного искусствоведения востребована также концепция Ч. Пирса. В ней выделяются такие семиотические единицы, как иконический знак, знак-индекс и знак-символ. При оценке роли знаков и символов в живописи необходимо применять системный подход, поскольку семиотические единицы в совокупности составляют иерархическую систему. Это многоосевая иерархия, в которой зачастую развиваются внутренние противоречия, приобретающие вид системных инверсий. Системная инверсия представляет собой форму отношений в иерархической системе, при которой некоторый низший, подчиненный элемент приобретает главенствующее значение, формально оставаясь при этом на своей прежней невысокой иерархической позиции. Инверсия, создавая напряжение в системе, способна привести эту систему к разрушению, однако инверсии могут составлять предпосылку для ее дальнейшего развития. Представляется необходимым использовать анализ иерархических отношений и системных инверсий при исследовании совокупности семиотических единиц, представленных в произведениях живописи.

ORBIS LITTERARUM

  • Постмодернистское изображение книжной темы в сериале «Библиотекарь» (2023) - соединение несоединимого (книга и библиотека - источник опасности) посредством драматургических приемов гиперболизации и абсурдности изображаемого, жанра городского фэнтези и стилистики магического реализма.
  • Сериал интересен с точки зрения образа профессии, транслируемого массовому зрителю, а также расставленных создателями фильма акцентов (развенчание стереотипов понимания библиотечного труда, включение книги и библиотеки в структуру ностальгизации поколения, в значительной мере определяющего сегодня экономическую, политическую и культурную повестку, и др.).
  • Читальня в фильме – не место действия, а форма организации коллектива единомышленников, самостоятельная смысловая единица. Приобретение традиционными смыслами новых значений свидетельствует об их особой роли на данном историческом промежутке.
86-92 19
Реферат

Статья продолжает масштабную и неисчерпаемую тему «Образ библиотеки и библиотекаря в художественной литературе и кинематографе». На этот раз внимание исследователей привлекла недавняя (2023) одноименная 8-серийная экранизация постмодернистского романа М. Елизарова «Библиотекарь» (2007), удостоенного в 2008 г. премии «Русский Букер», выполненная в жанре городского фэнтези и в стилистике магического реализма. Реконструированы смыслы, вложенные создателями фильма в трактовку книги и библиотеки, пусть и далекую от традиционного понимания в обществе задач библиотечной деятельности. Отмечается, что сериал интересен библиотечным специалистам с точки зрения образа профессии, транслируемого массовому зрителю, а также расставленных создателями фильма акцентов (развенчание стереотипного (и частично устаревшего) понимания библиотечного труда; смыслонесущая и смыслосозидательная роль книги, ее коммуникационный потенциал; высокие моральные качества представителей коллективов-читален; включение книги и библиотеки в структуру ностальгизации поколения, в значительной мере определяющего сегодня экономическую, политическую и культурную повестку). В статье анализируются задействованные в сериале драматургические приемы (гиперболизация и абсурдность изображаемого), световое и колористическое решение, музыкальное оформление, ассоциативный ряд, возникающий вследствие постмодернистской интерпретации книжной темы. Высказывается мысль о том, что фильм не может напрямую оцениваться как источник популяризации и продвижения библиотечной деятельности, цель главного героя — открыть силу книг людям, сделать тексты всеобщим достоянием, работающим на благо общества, — вполне созвучна извечной миссии библиотечного труда.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

  • В начале XIX в. в русском переплете существовала практика дублирования корешка переплета из телячьей кожи полосой красного или зеленого сафьяна. Этот материал играл не только конструктивную роль, определяемую его прочностью, эластичностью, износоустойчивостью, важную для данного элемента, но и декоративную, связанную с лучшей способностью к окраске, восприятию и сохранению золотого тиснения. Кроме того, на книжной полке такие переплеты выглядели как выполненные полностью из сафьяна и, следовательно, более дорогие.
  • Сафьяном дублировались корешки с гладкой поверхностью, лишенной выступающих поперечных валиков – бинтов – соответствующих ходу шнуров, на которых шился переплет. Поэтому декор корешка можно было вытиснить золотом в виде единой вертикальной симметричной композиции из отдельных штампов. Также могла сохраняться и традиционная схема зрительного разделения корешка узкими орнаментальными полосками на отдельные четырехугольные сегменты.
  • По типу декора переплеты с сафьяновыми корешками можно разделить на три основные группы. Им присущи как яркие индивидуальные черты, так и совпадения по ряду параметров, например, в выборе штампов и отделке некоторых элементов (обрезов, форзацев), говорящие об общих тенденциях в развитии переплетного искусства в 1800–1820-е гг.
  • Одно из направлений переплетной моды начала XIX в. – выполнение цветных орнаментальных имитаций бинтов. На красный сафьяновый корешок наклеивались поперечные полоски черной или зеленой кожи, а на зеленый – полоски красной кожи. Поверх них делалось золотое тиснение. Вместо аппликации также могли использовать окраску кожаной основы.
94-103 19
Реферат

В эпоху индивидуального ремесленного переплета книг периода ручной печати вид и сорт используемых материалов были напрямую связаны с количеством операций по обработке различных элементов переплета и качеством декоративной отделки. Более ценные виды кожи и ткани выбирались для дорогих и художественно оформленных переплетов. Одним из способов создать эффект роскоши была аппликация полосы сафьяна на корешке поверх менее дорогой телячьей кожи. На книжной полке такие переплеты выглядели как полностью выполненные из сафьяна.

В настоящей статье исследуются русские переплеты первой четверти XIX в. с гладкими сафьяновыми корешками. Более 130 таких образцов выявлено в фонде научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки (РГБ). На основе анализа штампов золотого тиснения и места их расположения выделены два основных типа оформления корешка: с единой вертикально ориентированной композицией штампов и с традиционной бинтовой композицией, то есть с разделением всей площади корешка на отдельные четырехугольные секции с помощью горизонтально расположенных полос орнамента.

Описаны типы штампов и декоративные приемы, характерные для определенных хронологических отрезков в пределах исследуемого периода. Выявленные характеристики могут быть использованы при описании как цельнокожаных, так и полукожаных русских переплетов, а также для уточнения датировки.

  • Традиционные китайские легенды продолжают жить в современной культуре благодаря приобретению новых форм воплощения истории, развитию персонажей и переосмыслению сюжета.
  • Легенда о Мэн Цзяннюй за годы существования обрела ряд различных интерпретаций, которые нашли отражение в современной экранной культуре.
  • В современном китайском искусстве мастера часто обращаются к древним сюжетам, потому что именно они ярко отражают традиционные ценности и учат патриотизму.
  • Образ Мэн Цзяннюй – один из ключевых печальных образов в китайской культуре, известный каждому китайцу и тесно связанный с историей постройки Великой Китайской стены.
104-110 83
Реферат

Популярность традиционного сюжета легенды о Мэн Цзяннюй возрастает в современной культуре: с каждым годом становится все больше литературных, театральных и кинематографических обращений, множится количество фильмов, сериалов и музыкальных клипов. Культура чутко реагирует на любые изменения в обществе — появляются новые формы воплощения традиционных сюжетов, в которых тем не менее продолжают существовать и развиваться всем привычные образы. Цель настоящего исследования — объяснить, посредством каких изменений и преобразований возникла та версия сюжета, которая остается популярной и востребованной в наши дни. Автор работы дает краткую историю развития легенды в китайской литературной традиции, чтобы наглядно показать читателю, что киноадаптации соответствуют разным этапам в развитии сюжета. Проанализированы воплощения легенды в современной экранной культуре, включающие в себя фильмы, немое кино, сериалы и мультипликационные работы. В статье использован метод нарративного анализа, с помощью которого выделены инвариативные (статичные) и вариативные (зависящие от обстоятельств) элементы повествования. Прослежено развитие образов через воплощения истории о Мэн Цзяннюй в разных видах современного искусства, такого как кинематограф и мультипликация. Делается вывод о том, что легенда о Мэн Цзяннюй не только дожила до современности, но и обросла новыми смыслами.

Информация для авторов и рецензентов

Новости

2025-04-04

Культурные коды и духовные поиски: открытия в мире религии, искусства и наследия

Первый выпуск журнала "Обсерватория культуры" опубликован на сайте. Приглашаем познакомиться с кратким обзором содержания выпуска, подготовленным главным редактором отдела периодических изданий Российской государственной библиотеки К.М. Сухоруковым.

2024-12-25

Завершая 2024 год

Вышел в свет очередной и последний в текущем году номер научного журнала РГБ, специализирующегося на проблемах философии, искусствоведения и культурологии. Приглашаем познакомиться с кратким содержанием на сайте журнала.

2024-09-30

Формула красоты визуальной сложности

Предлагаем Вашему вниманию четвертный выпуск 2024 года, который во многом посвящен визуальному воприятию мира: представлены как традиционные статьи, изучающие историю изобразительного искусства (портеры, миниатюры, книжная графика, даже изображение в кино Московского дворца пионеров), так и влияние искусственного интеллекта на современное искусство; обсуждается вопрос информационного сообщения, которое несет в себе изображение, и определение его визуальной сложности.

Для удобства авторов в открытом доступе можно скачать обложку и содержание выпуска, чтобы использовать при формировании отчета о научной работе — PDF-COVER.

Ещё новости...