Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Научный рецензируемый журнал «Обсерватория культуры» издается Российской государственной библиотекой с 2004 года. 
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (Перечень ВАК).  Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). 

На страницах журнала публикуются научные статьи, посвященные теоретическим вопросам отечественной и мировой культуры и искусства, а также культурологии как образовательной дисциплине; они соседствуют с аналитическими обзорами, очерками и рецензиями, представляющими актуальное состояние культурных и художественных процессов во всем их многообразии и технологическом воплощении. Театр и музыка, изобразительное искусство и кинематограф, литература и архитектура, наследие и актуальные культурные практики, вопросы культурной политики и управления учреждениями культуры — все эти сферы представлены сегодня на его страницах. 

Редакция принимает только оригинальные, не публиковавшиеся ранее научные статьи философского, культурологического и искусствоведческого характера в соответствии с тематикой основных разделов.

Журнал «Обсерватория культуры» считается включенным в Перечень ВАК по следующим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:

5.7.8 — Философская антропология, философия культуры (философские науки)
5.10.1 — Теория и история культуры, искусства (философские науки, культурология, искусствоведение)
5.10.2 — Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология, искусствоведение)
5.10.3 — Виды искусства (с указанием конкретного искусства) (искусствоведение)
5.10.4 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (культурология)

Журнал «Обсерватория культуры» адресован не только исследователям, преподавателям и учащимся, но и широкой читательской аудитории.

 

 

 

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 20, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

340-350 70
Реферат

Целью статьи стало проведение исследований оценочного потенциала целевых индикаторов, используемых для анализа эффективности реализации государственных программ культурного развития регионов Юга России, его оптимальности и достаточности. Проанализированы новые задачи в области управленческой деятельности в сфере культуры, инициированные рядом факторов. Выделены наиболее значимые факторы: информатизация и внедрение инновационных методов в управление учреждениями сферы культуры, смена поколений посетителей учреждений культуры, изменение предпочтений целевой аудитории, ориентирующейся на более современные формы потребления культурного продукта.

Исследование базировалось на анализе документов стратегического планирования, представленных на официальных сайтах министерств культуры регионов Юга России: Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Астраханской областей, республик Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Дагестана. Проанализирован состав целевых индикаторов, используемых в государственных программах культурного развития регионов, охарактеризован их оценочный потенциал, выстроена их классификация. Сделано заключение о том, что целевые индикаторы разных групп связаны в сложную систему взаимозависимости, дополняют друг друга. При этом наблюдается некоторый перекос в сторону количественных методов оценки, которые лишь косвенно и приблизительно свидетельствуют о качестве работы учреждений культуры.

Предложены инновационные целевые индикаторы, ориентированные на качественную оценку эффективности реализации государственных программ культурного развития регионов. Эти целевые индикаторы позволяют измерять медиа- и сетевую активность учреждений культуры, их присутствие в виртуальном пространстве, позитивные практики учреждений культуры, разработку и эксплуатацию историко-культурных, литературных, этнонациональных, культурно-оздоровительных брендов на территории региона.

351-357 44
Реферат

Цель настоящей работы — выявить современные формы и методы взаимодействия музея и посетителя-туриста в новом социокультурном и экономическом контексте. Музей как социокультурный институт подвержен изменениям, происходящим в обществе, и отражает в своей деятельности те правила, запросы и ценности, которые актуальны для конкретного периода истории. Распространение рыночных отношений в социально-культурной сфере и процессы цифровизации, ускорившиеся в период пандемии COVID-19, нашли непосредственное отражение в деятельности музеев. Сегодня музей превращается из творца и интерпретатора научного знания, хранителя культурных ценностей в часть индустрии, создающей для посетителей особую среду. Переориентация на индивидуального посетителя как основного потребителя продукта музейного туризма ставит перед музеем новые вопросы и задачи. Так, в контексте индивидуализации потребительского спроса становится актуальным вопрос включения музея в экономику впечатлений с ее акцентом на эмоциональной информации, личных переживаниях человека и на создании его личного опыта. В рамках коммуникационного подхода авторы статьи исследуют практики использования основных принципов экономики впечатлений для создания конкурентоспособного продукта и выстраивания на его базе диалога между туристом и музеем. Последнее приобретает важность и в свете формирования лояльности посетителя к культурной идентичности города и региона, где этот музей расположен. Применение системного подхода позволило выявить общие и частные практики музейного сервиса в условиях новой модели потребления, ориентированной на удовлетворение возрастающих запросов индивидуального туриста. Материалы статьи могут не только быть использованы в теоретико-прикладной деятельности музеев, но и послужить аналитической базой для региональных и муниципальных государственных структур при разработке эффективных программ и стратегий развития туризма.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

Представление о загробном мире формируется и познается посредством искусства.

Рай и ад — состояние сознания в фильме В. Уорда «Куда приводят мечты».

Рай и ад — фиктивная форма жизни в фильме А. Званцовой «Небесный суд».

В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей».

358-366 57
Реферат

Предпосылкой изучения ментальных репрезентаций ада и рая на основе наиболее ярких кинематографических образов послужила идея применения опыта когнитивного анализа к визуальным произведениям искусства. В качестве материала исследования были выбраны две кинокартины — «Куда приводят мечты» (В. Уорд, США, 1998) и «Небесный суд» (А. Званцова, Россия, 2011—2014). В центре научного интереса — познание «внутреннего человека» посредством искусства. В статье намечена траектория развития индивидуальных и коллективных художественных интерпретаций загробной жизни в рамках христианской культуры. Утверждается, что понятие ада получило распространение непосредственно через объекты вербального и невербального творчества. Это существенным образом исказило первоначальное учение о жизни как пути духовного преображения. По воле человека «адская картина мира» охватила сферу земли и воплотилась в действительность. На рубеже XX—XXI вв., в условиях стремительной технической эволюции, происходит переоценка метафизического опыта. Когнитивный анализ двух режиссерских концепций — рай и ад как состояние сознания (В. Уорд) и как фиктивная форма жизни (А. Званцова) — вскрывает важное качественное изменение. Оно заключается в трансформации концептов внутреннего мира относительно традиционной вертикальной структуры «небо — земля — ад». В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей». В границах внутреннего мира (души) ад непосредственно пересекается с раем или поглощает его, а небесный рай практически отсутствует. В результате осмысления экранных образов рая и ада в контексте сложившихся ментальных репрезентаций формируется обновленная картина представлений о посмертном бытии и природе души.

Искусство сайнс-арта использует научные концепции, перенося лабораторные практики в художественную галерею, поэтому к ним могут быть применены методы социологии науки.

Экспликация и кураторский текст для произведений сайнс-арта имеют определяющее значение, та же, как и текст (запись) при изучении Бруно Латуром лабораторных практик.

Сайнс-арт обращается не к результатам исследования, а к самому процессу производства научного знания.

Аудитория выставок сайнс-арта открывает для себя не факты, но пространство поиска, представляющее многоуровневое повествование, где рациональность перестает быть главным ограничением, и возвращается сомнение философского поиска и критический взгляд на науку.

367-376 67
Реферат

Сайенс-арт (science-art — научное искусство) рассматривается как художественная практика, в которой в качестве основного инструмента используются научные теории, концепции и лабораторное оборудование, а в основе творческого метода художников лежат принципы научного эксперимента. С помощью методов социологии науки и техники Б. Латура и С. Вулгара для изучения сайенс-арта обнаружено, что научный эксперимент становится основой этого направления современного искусства. Таким образом, сайенс-арт заимствует не только материальные предметы научного мира, но и способы конструирования научного знания, которые, согласно исследованиям Б. Латура, скрыты в специфике лабораторных практик. Ключевыми в данном случае представляются «приемы записи», которые в рамках производства научного знания замещают разнообразные данные, диаграммы, образцы и материалы, они становятся аргументом в академических дискуссиях. Для сайенс-арта аналог подобных письменных документов — кураторские тексты и экспликации к произведениям, которые могут быть размещены как напрямую в выставочном пространстве, так и образовывать сложную систему ссылок на различные исследовательские материалы, интервью с учеными, подкасты и пр. Эти тексты и медиатексты позволяют зрителю воспринять контекст творческого эксперимента художника и образуют специфический художественный комплекс «арт-объект — текст — аудитория». Вместе с лабораторными практиками сайенс-арт переносит зрителя в сферу искусства и механики конструирования научного знания, выполняя невольно популяризаторские и просветительские задачи. Однако концептуальная сложность произведений и ориентация на процесс научного исследования, а не на презентацию результатов возвращают человеку сомнение философского поиска и критический взгляд на научные изыскания как базовые элементы академического исследования.

377-385 76
Реферат

Иммерсивное искусство — новая форма медиаискусства, которая опирается на теорию потока сознания, на стимуляцию различных человеческих чувств, нередко с помощью света достигается глубокое психологическое и физиологическое погружение аудитории в трансовое сочувствие искусству. С точки зрения технических средств его можно разделить на виртуальную реальность, дополненную реальность, смешанную реальность и расширенную реальность. В статье дан анализ проблем использования технических средств иммерсивного искусства, рассмотрены достоинства и недостатки его применения в различных культурных экспозициях. Рассматриваются вопросы, возникающие при применении средств иммерсивного искусства к традиционной культуре (в данном случае к шаманской культуре). В ходе исследования обнаружено, что произведения иммерсивного искусства демонстрируют современную культуру значительно чаще, чем традиционную. На примере четырех технических средств при анализе произведений иммерсивного искусства автор описывает проблемы, которые существуют на данном этапе его применения. Цель работы — выявить и рассмотреть достоинства и недостатки включения в виртуальную реальность традиционных смыслов. В качестве задач работ следует выделить: анализ технических средств иммерсивного искусства, особенности воплощения традиционных смыслов в иммерсивном искусстве (на примере шаманизма). Автор утверждает, что виртуальные пространства, создаваемые иммерсивным искусством, в настоящее время тяготеют к чисто сенсорному опыту и не способны нести информацию о коннотации смыслов. В процессе создания произведений иммерсивного искусства художники имеют собственное понимание шаманской культуры и не могут воспроизвести шаманские ритуалы, поэтому возникает проблема невозможности интерпретировать культурный подтекст и показать глубину богатой традиционной шаманской культуры.

НАСЛЕДИЕ 

386-395 47
Реферат

Класс миниатюрной живописи в Императорской академии художеств существовал более полувека, однако никто из исследователей не рассматривал предпосылки его образования. Сведения о деятельности класса отрывочны, а имена и численность учеников остаются неизвестными. Из рассмотрения историографии по теме становится ясно, что документов, посвященных проблеме преподавания миниатюрной живописи в Императорской академии художеств, почти нет. Миниатюрный портрет со времени царствования Петра I прошел несколько стадий: наградной портрет с изображением царствующих особ (отличительный знак, говорящий об особом положении и статусе награжденного); модный аксессуар, наряду с веерами и табакерками; наконец, портрет, который всегда можно взять с собой для сохранения образа любимого человека. У городских жителей к середине XVIII в. особую популярность получил камерный портрет, отвечавший новым представлениям о ценности и особой значимости частной жизни, внутреннего мира человека. Однако открытию класса миниатюрной живописи способствовала не только мода на миниатюрные портреты, нельзя забывать и об экономической стороне вопроса, который был весьма актуален для академии. Для обучения в классах Академии художеств принимали детей из небогатых семей, таким образом, в одном не самом большом классе вполне могли учиться сыновья подмастерьев, солдат, церковных служителей, торговцев, музыкантов, и материальный вопрос для них не был второстепенным. Поэтому весьма актуальным становится вопрос о переходе миниатюристов на работу на фарфоровые заводы. Создание класса миниатюрной живописи явилось своего рода ответом на потребности времени, когда с наступлением XVIII в. Россия постепенно включается в общеевропейское русло развития художественной культуры.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

396-406 57
Реферат

В статье раскрывается необычный подход к дубликатам и дефектным инкунабулам, характерный для времени создания трудов классика инкунабуловедения Конрада Геблера (начало ХХ в.), и анализируется знаменитый альбом западноевропейских инкунабул К. Геблера Der westeuropäische Wiegendruck in Original-Typenbeispielen (1928). Обосновывается необходимость библиографического отражения в современных описаниях и каталогах библиотек отдельных инкунабульных фрагментов в составе альбома, который определяется как издательский конволют и характеризуется на основании двух экземпляров, находящихся в Москве: в Российской государственной библиотеке и Государственной публичной исторической библиотеке России. Полные экземпляры, которые ныне находятся в России, продолжают оставаться неизвестными международному научному сообществу, и этот пробел требует восполнения. Труд выдающегося немецкого инкунабуловеда, одного из создателей метода Проктора-Геблера и основателя сводного каталога Gesamtkatalog der Wiegendrucke имеет основополагающее значение для изучения истории книгопечатания. Он рассматривается в контексте развивающихся в начале XX в. библиографических принципов. Показано, что альбом соединяет в себе элементы, относящиеся к разным эпохам: подборку листов из оригинальных изданий XV в., заключенную в издательскую структуру (том с авторским текстом и аппаратом, паспарту с библиографическими наклейками и футляр) XX века. На основе сравнения нескольких экземпляров, доступных для анализа (в том числе оцифрованной копии), можно утверждать, что старопечатные издания представлены в экземплярах альбома различными листами. Проведенное исследование показало, что неоднородный состав конволюта представляет трудности для современного библиотечного учета, если это издание описывается и каталогизируется только как целое, без оформления отдельных листов инкунабул. Таким образом, каждый его экземпляр уникален, а каждый лист должен быть учтен как отдельная единица в коллекции инкунабул библиотеки.

407-417 41
Реферат

Профессиональная деятельность Валерия Бабанова с юности связана с искусством оформления книги. Он художник-график, иллюстратор классической и современной прозы, поэзии отечественных и зарубежных авторов. Поиск собственной линии в искусстве выявил близость индивидуальной творческой природы к технике монотипии. Важное значение на выбор оказала история творческого пути выдающегося мастера эстампа Е.С. Кругликовой, благодаря деятельности которой именно в Санкт-Петербурге в начале ХХ в. зародилась отечественная школа монотипии. Наставниками в освоении «живописной» графической печатной техники стали видные ленинградские художники К.А. Кордобовский, Г.Д. Епифанов, Д.М. Плаксин. Но примером виртуозной артистичности в работе с монотипией стал К.И. Рудаков. Настоящий поклонник монотипии в книжной иллюстрации, Бабанов стремится создавать тонкие профессиональные графические работы, раскрывающие суть литературного произведения. Долгая практика отточила технические приемы, используемые художником в работе: основа — идеально гладкие пластины оргстекла разных размеров со слегка скругленными краями, черный красочный слой, беличьи кисти, хлопок бумаги. Помимо визуальной интерпретации литературных текстов, мастер активно работает в станковой графике, в частности реализует проект пластических интерпретаций мирового художественного наследия. Ставшая промежуточным итогом деятельности персональная выставка художника «Стремление к совершенству» (2020) представила избранные монотипии, в которых Бабанов осмысливает творчество великих мастеров живописи, пропуская историю искусства через свое восприятие. Визуальный рассказ о созерцании и пластическом пересказе наследия старых мастеров и художников ХХ в. — интерпретация посредством монотипии — в личностных ощущениях есть отражение творческой индивидуальности, более полное раскрытие природной самобытности. Чем больше художник понял, проникся, прочувствовал образец копирования, тем больше представил себя. Обращаясь к прошлому, В.В. Бабанов продолжает идти вечным путем ученичества.

КАФЕДРА 

Отечественное анималистическое искусство — это самобытная страница русской культуры, которая продемонстрировала всю ценность человеческого восприятия живой природы.

Среди других жанров изобразительного искусства, анималистика ближе всего соприкасается с миром флоры и фауны и художественными средствами отражает мощь и красоту животного мира.

Начиная с XVIII в., она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.

Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.

За два столетия (XVIII—XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем изображение человека.

418-429 55
Реферат

В статье рассматривается анималистическое искусство как значимый историкохудожественный феномен, ставший областью исследования зарубежных и российских авторов. Анализируются важные вопросы, касающиеся специфики анималистики и связанных с ней размышлений мировоззренческого плана.

Автор рассуждает на темы морали, задается вопросом о роли животных в человеческой истории, отмечает негативные результаты потребительского отношения человека к живой природе и в этой связи необходимость позитивного и бережного отношения к ней.

Внимание читателя обращается на анималистическое искусство как благодатную сферу воздействия на чувства и мысли человека, особенно в эпоху глобальных перемен. Выявляется позиция художника, исследователя, смотрящего и изучающего мир живой природы. В этом аспекте акцентирован исторический пласт отдельных эпох, в которых ярко выявлена образная природа животных и в ней качества знаковости, символа, как опознавательных, концентрированных смыслов.

В первой группе вопросов рассматривается анималистическое искусство с образовательной точки зрения, позволяющей взглянуть на изображения зверей и птиц с позиции ученого, изучения.

Вторая группа связана с методом работы художника-анималиста, раскрывающим особенности жанра. Мировоззренческий аспект, определяемый взглядами художников на мир животных, неразрывен с изобразительным, т. е. воплощением зверей и птиц в художественном образе. Данный аспект также предполагает разговор о специфике анималистики, которая в трудах русских исследователей нашла ясное и точное выражение.

Актуальность темы обозначается важностью разговора о проблемах экологии, приобретших в современном мире ярко выраженный характер. Эта всеобщая концепция сохранения природного мира, ставшая универсальной, открыла новый пласт значимости анималистического искусства.

На современном этапе, когда происходит переоценка главного принципа — взаимоотношения человека с природой, обращение к миру животных, в том числе и в историко-художественном аспекте, приобретает высокую значимость.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

Для современной системы образования в сфере искусства важно определить понятие «декоративно-прикладное искусство» и его эволюцию на протяжении веков, а также выполнять историческую миссию — углублять и крепить связь с памятью древнерусского искусства!

Процессы интеграции русского традиционного ремесла и декоративного искусства с творчеством Византии, Скандинавии, Центральной Европы играют ключевую роль в становлении традиций русского искусства.

Интеграционная деятельность факультета изобразительных искусств и народных ремесел Государственного университета просвещения и конкурсно-выставочной системы дополнительного образования Московской области демонстрирует успешность реализации ресурса древнерусского художественного наследия, орнаменталистики, изографии и культуры композиции.

Популяризация традиционных ремесел вызывает динамичный рост интереса школьников и студентов к научно-исследовательской работе в области древнерусской культурной и художественной традиции.

430-444 57
Реферат

В статье рассматриваются историкокультурные аспекты процессов формирования художественной традиции в русском декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах с XI до середины XV века. На примере выдающихся образцов различных видов и направлений декоративного искусства определяются основные периоды и этапы формирования общей стилистики творчества мастеров и пути распространения сходных художественно-образных решений.

Приводимые автором примеры затрагивают вопросы, напрямую связанные с процессами интеграции русского традиционного ремесла и декоративного искусства с творчеством Византии, Скандинавии, Центральной Европы и культурой народов европейской части России, подвергшихся экспансии северных славянских племен. Автор определяет развитие русской художественной традиции как активное внедрение в базовую славянскую культуру отдельных элементов и образных решений различных источников, основываясь на сохранившихся памятниках архитектуры, искусства и печатной письменности.

Исследование опирается на работы археологов, искусствоведов и художников, являющиеся основополагающими трудами по истории и теории декоративно-прикладного искусства (А.Н. Кирпичникова, М.А. Орловой, Б.А. Рыбакова и др.).

Проведен сравнительный анализ современного состояния отдельных видов русского декоративно-прикладного искусства, традиционных ремесел и народных промыслов с учетом влияния технологической трансформации на аутентичные технические приемы и материалы. Выводы автора основаны на многолетнем опыте изучения декоративно-прикладного искусства как фактора развития профессиональных компетенций студентов художественных вузов и учреждений дополнительного образования в процессе становления самостоятельной деятельности мастеров и художников.

Информация для авторов и рецензентов 

Новости

2021-12-27

Библиотечная специальность вошла в Номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени

Новый приказ Министерства науки и высшего образования РФ дополняет номенклатуру специальностью «5.10.4. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»: она включена в область науки «5. Социальные и гуманитарные науки», в группу научных специальностей «5.10. Искусствоведение и культурология».

2021-07-09

Авторам: Изменение формы договора

Российская государственная библиотека (РГБ) обновила формы юридических документов, регламентирующих передачу авторских прав на публикацию авторских произведений (статей) в периодических изданиях РГБ (Приказ от 23.04.2021 г. № 197).

Подробнее об условиях заключения договора читайте в «Предложении делать оферты», опубликованном на сайте журнала.

Если Вы уже направили в редакцию оригинал акцепта по действовавшей ранее оферте, переоформлять документы не требуется. На новые статьи документы оформляются по новой форме.

2020-07-10

Долгожданный второй выпуск журнала

Вышел в свет долгожданный второй выпуск журнала «Обсерватория культуры», задержавшийся с печатной версией из-за ситуации с пандемией.

В статьях выпуска обсуждаются:

виртуальные государства;
количественные показатели индустрии культуры в РФ;
золотное шитье;
коллекция музыкального издателя В.В. Бесселя;
раннее творчество Константина Сомова;
русское анималистическое искусство;
танец и экологическая идентичность;
писатели, удостоенные премии «Большая книга»;
новый год в китайской современной живописи.

Все статьи снабжены не только большими рефератами, но и основными фактами, представленными на странице содержания выпуска (https://observatoria.rsl.ru/jour/issue/view/46), которые пересказывают главные тезисы научной статьи популярными формулировками для удобства любознательного читателя.  

Ещё новости...