Отечественная анималистика XX века: изобразительное искусство особого рода
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-486-495
Реферат
Цель настоящего исследования — анализ жанровых особенностей анималистики XX в. как особого, самобытного явления отечественной художественной культуры. Выделены аспекты, которые составляют его содержательную основу. Рассмотрены вопросы восприятия животного человеком, отношения к нему, система взглядов на мир флоры и фауны, приемы трактовки зверей и птиц. В совокупности они образуют специфические качества анималистического искусства, которые в комплексном и целостном виде проявились в XX веке. Актуальность статьи обусловлена тем, что все чаще происходит переоценка взаимоотношения человека с природой, в силу которой мировоззренческие черты и система взглядов художников XX в. приобретают большую значимость (в частности, в историко-художественном аспекте).
Анималистика, став заметной как жанр уже в XVIII в., прошла через все искусство XIX столетия, чтобы в XX в. воплотиться в наиболее характерных, типических чертах в разных видах изобразительного искусства (графике, живописи, скульптуре и их разновидностях). Не вызывает сомнения тот факт, что анималистика в ряду других жанров изобразительного искусства представляет самобытный изобразительно-пластический феномен, принципиально отличный от искусства, изображающего человека. Отмечается, что сложность анималистики заключается в свойствах человеческого восприятия, склонного к субъективной оценке и, соответственно, наделяющего животное человеческими чертами. Принцип подражания природе, изучение натуры, которому постоянно следовали художники, указывал на преодоление субъективного момента и выступил ведущим в сложении образной концепции животного.
Ключевые слова
Об авторе
Ирина Васильевна ПортноваРоссия
департамент архитектуры Инженерной академии,
доцент
Миклухо-Маклая ул., д. 6, Москва, 117198, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-9064-5288; SPIN 3007-3071
Список литературы
1. Михайлов А.В. Языки культуры : учебное пособие по культурологии. Москва : Языки русской культуры : Кошелев. 1997. 909 с.
2. Werness H.B. Continuum Encyclopedia of Animal Symbolism in World Art. New York ; London : A&C Black, 2006. 474 p.
3. Гура А. Символика животных в славянской народной традиции. Москва : Индрик, 1997. 910 с.
4. Kalof L. Looking at Animals in Human History. London : Reaktion Books, 2007. 222 p.
5. Орел В.Е. Культура, символы и животный мир. Харьков : Гуманитарный центр, 2013. 592 с.
6. Храмова Н.М. Семантика зооморфных образов в современной европейской культуре // Второй всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры, 2015. Москва : Пробел-2000. 2016. С. 101—126.
7. Gross A.S., Vallely A. Animals and the Human Imagination: A Companion to Animal Studies. New York : Columbia University Press, 2012. 400 p.
8. Bekoff M., Allen C., Allen C.C., Burghardt G.M. The Cognitive Animal: Empirical and Theoretical Perspectives on Animal Cognition. London : MIT Press, 2002. 482 p.
9. Smith J.A., Mitchell R.W. Experiencing Animal Minds: An Anthology of Animal-Human Encounters. New York : Columbia University Press, 2012. 416 с.
10. Derrida J. The Animal That Therefore I Am. New York : Fordham University Press, 2009. 192 p.
11. Ватагин В.А. Изображение животного : записки анималиста. Москва : Искусство, 1957. 170 с.
12. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. Москва : Советский художник, 1980. 213 с.
13. Ефимов И.С. Об искусстве и художниках. Москва : Советский художник, 1977. 423 с.
14. Письма Горлова Д.В. Ватагину В.А. 1960—1968 // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 3022. Оп. 1. Ед. хр. 107.
15. Ватагин В.А. Зоопарк — школа художника-анималиста // Московский зоопарк. Москва : Московский рабочий, 1961. 440 с.
16. Художники об искусстве керамики. Советская художественная керамика 1954—1964 : [сборник] / сост. В.А. Попов и К.Н. Пруслина. Москва : Искусство, 1971. 310 с.
17. Выступление на вечере, посвященном творчеству Горлова Д. 1945 // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2780. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 15.
18. Маркина Л.А. Портретист Георг Христофор Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. Москва : Памятники исторической мысли, 1999. 296 с.
- Отечественное анималистическое искусство — это самобытная страница русской культуры, которое демонстрирует всю ценность восприятия живой природы человеком.
- Среди других жанров изобразительного искусства, анималистика наиболее близко соприкасается с миром флоры и фауны, с помощью художественных средств отражая все многообразие этого мира.
- С XVIII в. анималистика органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.
- Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность к природному миру.
- За два столетия (XVIII—XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем изображение человека.
Рецензия
Для цитирования:
Портнова И.В. Отечественная анималистика XX века: изобразительное искусство особого рода. Обсерватория культуры. 2021;18(5):486-495. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-486-495
For citation:
Portnova I.V. Russian Animalistic Art of the 20th Century as a Special Kind of Fine Art. Observatory of Culture. 2021;18(5):486-495. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-486-495