Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Раннее творчество Константина Сомова и импрессионизм: новый взгляд на проблему

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-409-415

Полный текст:

Реферат

В статье выявлены литературные (роман Э. Золя «Творчество», труд Р. Мутера «История живописи в XIX веке»), литературно-художественные (журналы Mercure de France, L’Ermitage, La Revue Blanche, La Plume) и художественные (экспонаты Французской художественной выставки 1896 г.) источники знакомства Константина Сомова с искусством французского импрессионизма в начале его самостоятельной деятельности (до отъезда в Париж в конце 1890-х годов). Выявлены также источники фактов в его творчестве, схожих с импрессионизмом лишь внешне. Данные вопросы впервые стали предметом специального исследования. Его научная новизна заключается в том, что впервые установлено: художник не обращался к достижениям импрессионизма в период до своего отъезда во Францию, как долгое время считалось. Для решения поставленных задач привлекаются источники личного происхождения (письма и дневники К.А. Сомова и его друга А.Н. Бенуа), а также статьи А.Н. Бенуа 1890-х гг., опубликованные на страницах журнала «Мир искусства». Автор приходит к выводу, что К.А. Сомов не обращался к художественному методу импрессионистов в своем творчестве в означенное время, поскольку информация, которую он мог почерпнуть из выявленных источников, носила вербальный и теоретический характер. Черно-белые воспроизведения картин импрессионистов в литературно-художественных журналах и в книге Р. Мутера «История живописи в XIX веке» не предоставляли достаточной информации для художника. Схожие с импрессионизмом явления у К.А. Сомова основаны на изучении натуры, наследия старых европейских мастеров, искусства барбизонцев, Ж.-Ф. Милле, У. Тёрнера.

Об авторе

Анна Евгеньевна Завьялова
Российская академия художеств
Россия

НИИ теории и истории изобразительных искусств, отдел русского искусства XVIII — начала XX века,
ведущий научный сотрудник

Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0003-2704-0486; SPIN 6024-1129



Список литературы

1. Пружан И.Н. Константин Сомов [1869—1939 гг.] : [альбом]. Москва : [Изобразительное искусство], 1972. 127 с.

2. Лапшина Н.П. Мир искусства. Очерки истории и творческой практики. Москва : Искусство, 1977. 344 с.

3. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. 1—3. Москва : Наука, 1993. 711 с. (Литературные памятники (ЛП) / Российская акад. наук).

4. Бенуа А.Н. Дневник. 1908—1916 ; Воспоминания о русском балете. Москва : Захаров, 2011. 552 с.

5. Поляков В.В. Европейская книжная графика от Гойи до Пикассо. Москва : Топливо и энергетика, 2002. 283 с.

6. Лансере Е.Е. Дневники : [в 3 кн.]. Кн. 1 : Воспитание чувств. Москва : Искусство — XXI век, 2008. 735 с.

7. Мутер Р. История живописи в XIX веке / пер. З. Венгеровой; под ред. В.Д. Протопопова : в 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург : товарищество «Знание», 1900. 485 с.

8. Мутер Р. История живописи в XIX веке / пер. З. Венгеровой; под ред. В.Д. Протопопова : в 3 т. Т. 3. Санкт-Петербург : товарищество «Знание», 1901. 463 с.

9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Москва : Искусство, 1970. 293 с.

10. Указатель французской художественной выставки, устроенной с высочайшего соизволения при содействии Французского министерства изящных искусств в пользу состоящих под покровительством е.и.в. принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Попечительного комитета о сестрах Красного Креста. 1896. Санкт-Петербург : типо-литография Р.Р. Голике, 1896. 136 c.

11. Бенуа А. Беседы художника : Об импрессионизме // Мир искусства. 1899. Т. I. Отдел 2 : (художественная хроника). С. 48—52.

12. Бенуа А.Н. Константин Сомов // Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / вступ. статья, сост., примеч. и летопись жизни К.А. Сомова, Ю.Н. Подкопаевой и А.Н. Свешниковой. Москва : Искусство, 1979. С. 475—488.

13. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865—1911. Москва : Искусство, 1965. 491 с.

14. Леняшин В.А. Валентин Александрович Серов [1865—1911] : [альбом]. Ленинград : Художник РСФСР, 1989. 248 с. (Русские живописцы XIX века).

15. Эрнст С.Р. К.А. Сомов. Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1918. 115 с. (Русские художники).

16. Shackelford G.T.M. Monet: the early years. Fort Worth : Kimbell art museum ; New Heaven : distributed by Yale university press, [2016]. 206 p.

17. Steven M.A. Alfred Sisley. Impressionist master. Paris : Hazan ; New Haven ; distributed by Yale university press, 2017. 191 p.

18. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / вступ. статья, сост., примеч. и летопись жизни К.А. Сомова, Ю.Н. Подкопаевой и А.Н. Свешниковой. Москва : Советский художник, 1979. 624 с.

19. Завьялова А.Е. Произведения Арнольда Бёклина в творчестве Александра Бенуа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. Т. 8. № 3. С. 420—436.

20. Завьялова А.Е. Александр Бенуа и художественное наследие Франции XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. Т. 9. № 2. С. 300—324.

21. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. 4, 5. Москва : Наука, 1993. 743 с. (Литературные памятники (ЛП) / Российская акад. наук).

22. Удостоверение на вывоз вещей из квартиры К.А. Сомова, выданное отделом по учету и распределению художественных памятников Петрограда 21 июня 1921 г. // Государственный Эрмитаж. Научный архив рукописей и документального фонда. Ф. 4. 1919. № 840. Л. 27.


  • Знакомство Константина Сомова с импрессионизмом состоялось благодаря литературным источникам.
  • Картины импрессионистов в Париже, не произвели на него впечатления.
  • Явления в творчестве Константина Сомова, визуально созвучные импрессионизму, не связаны с этим направлением, и навеяны изучением природы и наследия «старых» европейских мастеров.

Рецензия

Для цитирования:


Завьялова А.Е. Раннее творчество Константина Сомова и импрессионизм: новый взгляд на проблему. Обсерватория культуры. 2021;18(4):409-415. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-409-415

For citation:


Zavyalova A.E. Konstantin Somov’s Early Works and Impressionism: A New View on the Issue. Observatory of Culture. 2021;18(4):409-415. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-409-415

Просмотров: 245


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)