Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Спектакль «Память» в контексте художественных исканий советского балетного театра 1960—1970-х годов

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-659-667

Полный текст:

Реферат

Период 1960—1970-х гг. — время расцвета советского балетного театра. На данном историческом этапе во многих театрах СССР работало поколение хореографов-новаторов, творчество которых основывалось на верности традициям и готовности представить собственное видение развития балетного театра. Цель статьи — обращение к прошлому советского балетного театра и раскрытие раннего периода творчества одного из хореографов-шестидесятников — Г.Г. Малхасянца (1937—2008). Реконструирован один из его ранних спектаклей — балет «Память», поставленный в 1973 г. в Воронежском театре оперы и балета. Спектакль открывал Вечер одноактных балетов, вторым спектаклем была «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина и завершали Вечер «Озорные частушки» Р. Щедрина. Цель реконструкции балета, сошедшего со сцены и не имеющего видеозаписи, состоит в определении контекста эпохи и воссоздании самого образа спектакля.

Творчество Г.Г. Малхасянца практически не изучено, научная работа в этом направлении только началась. В статье впервые использованы материалы архива семьи хореографа — газетные рецензии, предпремьерные и премьерные репортажи, фотографии с репетиций и спектаклей, программки и анонсы спектаклей. Актуальность их введения в научный оборот заключается в необходимости анализа творчества балетмейстеров-новаторов второй половины XX в., в частности реконструкции спектаклей, сошедших со сцены и не имеющих видеозаписи.

Г.Г. Малхасянц в 1970-е гг. реализовывал на практике собственное представление и понимание постановочного процесса в хореографии, разрабатывал различные балетмейстерские приемы и режиссерские принципы в хореографии. Его творчество отражает преемственность поколения хореографов-постановщиков 1960-х гг. по отношению к балетному театру XIX — первой половины XX в., доказывает необходимость опоры на традиции и достижения хореографов прошлого. Рассматривая творческие поиски и эксперименты Г.Г. Малхасянца, можно проследить основные тенденции развития российского балетного театра второй половины XX века. Исследование расширяет представления о перспективах развития современного хореографического искусства.

Об авторе

Анна Евгеньевна Меловатская
Институт современного искусства;Московская государственная академия хореографии
Россия

Институт современного искусства,
факультет хореографии, кафедра искусства балетмейстера,
заведующая кафедрой, доцент
Новозаводская ул., д. 27а, Москва, 121309, Россия

Московская государственная академия хореографии,
кафедра классического танца,
преподаватель

2-я Фрунзенская ул., д. 5, Москва, 119146, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0002-3541-9237



Список литературы

1. Вихрева Н.А. Сохранение и реконструкция авторской хореографии : дис. ... канд. искусствоведения. Москва : ГИТИС, 2008. 269 с.

2. Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1976. 320 с.

3. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности / вступит. статья Г.Н. Добровольской. Москва : Искусство, 1972. 215 с.

4. Фокин М.М. Против течения : воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма / [вступит. статья и коммент. Г.Н. Добровольской]. Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1981. 510 с.

5. Слонимский Ю.И. В честь танца / [предисл. П. Гусева]. Москва : Искусство, 1968. 371 с.

6. Демидов А.П. Золотой век Юрия Григоровича. Москва : Алгоритм ; Эксмо, 2007. 400 с.

7. Список либретто для одноактных спектаклей // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 648. Оп. 5. Ед. хр. 920. Л. 148 об.

8. Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советского балета : сборник статей. Москва : ВТО, 1962. 107 с.

9. Советский балетный театр. 1917—1967 : сборник статей / ред. В.М. Красовская. Москва : Искусство, 1976. 376 с.

10. Шатин Анатолий Васильевич : [сборник]. Москва : ГИТИС, 2005. 38 с.

11. История театра оперы и балета // Воронежский государственный театр оперы и балета : [офиц. сайт]. URL: http://www.theatre-vrn.ru/about/history/ (дата обращения: 13.10.2022).

12. Рославлева Н. Память // Советская культура. 1974. 30 авг. С. 3.

13. Чернова Н.Ю. Вечер высокого танца // Молодой коммунар. 1974. 21 янв. С. 7.

14. Воронежская неделя : Приложение к газете «Коммуна». 1973. 27 дек. С. 1.

15. Яблоновская А. Хореографические новеллы // Коммуна. 1974. 22 февр. С. 6.

16. Итоги смотра // Советская культура. 1975. 19 сент. С. 10.

17. Тарасова О.Г. Музыка и хореография : учебное пособие по курсу «Искусство балетмейстера». Москва : Российская академия театрального искусства — ГИТИС, 2016. 150 с.

18. Алексидзе Г.Д. Школа балетмейстера : учебное пособие. Москва : Российская академия театрального искусства — ГИТИС, 2011. 104 с.

19. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. 320 с.

20. Володченков Р.Г. Игорь Чернышев — танцовщик и хореограф. Москва : Буки Веди, 2012. 424 с.

21. Меловатская А.Е. Авторский курс Г.Г. Малхасянца по дисциплине «Искусство балетмейстера». Москва : Институт современного искусства, 2019. 48 с.


  • Среди поколения хореографов-шестидесятников есть широко известные имена, а есть другие, малоизвестные, однако сделавшие большой личный вклад в дело развития советского балетного театра.
  • Нет видеозаписей многих спектаклей Г. Малхасянца, но еще живы артисты, танцевавшие в его спектаклях, работавшие с ним на протяжении многих лет, живые свидетели премьер, готовые поделиться ценнейшей информацией.
  • Проходит время, сменяются эпохи, а балетный спектакль на военную тему не  только не теряет своей актуальности, но порой, благодаря новому контексту, приобретает иное «звучание» и новый подтекст.
  • Реконструкция балета «Память» 1973 года в постановке Геннадия Малхасянца – пример неустаревающего современного балетного искусства.

Рецензия

Для цитирования:


Меловатская А.Е. Спектакль «Память» в контексте художественных исканий советского балетного театра 1960—1970-х годов. Обсерватория культуры. 2022;19(6):659-667. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-659-667

For citation:


Melovatskaya A.E. The Performance “Memory” in the Context of the Creative Searches of the Soviet Ballet Theater of the 1960s—1970s. Observatory of Culture. 2022;19(6):659-667. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-659-667

Просмотров: 228


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)