Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Дополнительная визуализированная информация: актуальные тенденции заполнения экранного пространства телевизионного кадра

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-479-485

Реферат

Статья раскрывает феномен многослойности телевизионного экранного пространства, которое обновляется в XXI в. благодаря творческим методам и техническим средствам, относящимся к информационной эре. Актуальность изучаемой темы основывается на перманентной сменяемости технологий создания изобразительных конструктов на экране. Автором прослеживается эволюция оригинальных приемов дополнения композиции кадра в историческом срезе: от классического титра до художественно-выразительного воплощения компьютерным способом графических или иных визуальных объектов, включая симулякр, отвечающих свойствам понятия «дополнительная визуализированная информация». В ходе исследования проводится скрупулезный анализ экранного пространства при переходе дополнительной визуализированной информации в статус дополненной реальности. В ракурсе изучения визуальной составляющей телевизионного материала обращается пристальное внимание на внепространственность объектов выразительной композиционной структуры кадра и разноракурсность предоставления компонентов композиции в контексте мультивизуальности экрана. Вертикальная композиция кадра — еще один предмет данного исследования, связанный с применением мобильных устройств с функцией видеозаписи. В статье приводятся примеры использования смартфонов с вертикально расположенным экраном при видеосъемке, с учетом не только удобства, но и изменения визуального ряда, сконцентрированного зрительского восприятия контента. Наполнение экранного пространства являет новые аспекты в построении многозначной композиции кадра. На этом фоне весьма важными представляются дальнейшие разработки в исследовательском поле артефактов дополнительной визуализированной информации на телевизионном экране. В связи с этим настоящая публикация может заинтересовать специалистов в сфере медиа, а также широкий круг читателей и телезрителей.

Об авторе

Владимир Васильевич Шабалин

Россия

Москва, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0001-5752-2983; SPIN 1738-7848



Список литературы

1. Уразова С.Л. Экранная «реальность» в контексте модернизации медийной среды // Вестник ВГИК. 2010. № 3—4. С. 180—190.

2. Манович Л. Язык новых медиа. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с.

3. Сальникова Е.В. Визуальная культура в медиасреде : современные тенденции и исторические экскурсы / Государственный институт искусствознания. Москва : Прогресс-Традиция, 2017. 551 с.

4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной ; под ред. Е.Л. Вартановой. Москва : Аспект Пресс, 2004. 398 c.

5. Уилки Б. Создание спецэффектов для ТВ и видео / пер. с англ. [А.В. Скокова, А.А. Фомин]. Москва : ГИТР, 2001. 188 с. (Серия «Телемания» / Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина).

6. Базен А. Что такое кино? [Текст] : сборник статей : [пер. с фр.] / [Вступ. статья И. Вайсфельда, с. 3—38]. Москва : Искусство, 1972. 383 с.

7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный // Classes.ru : [сайт]. URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-70872.htm (дата обращения: 28.06.2020).

8. Бычков В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов ; [Российская академия наук, Институт философии]. Москва : Прогресс-Традиция, 2017. 470 с.

9. Флоренский П.А. У водоразделов мысли : черты конкретной метафизики. Москва : АСТ, 2009. 346 с. (Philosophy).

10. Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей : анатомия современного телевизионного зрелища : парадоксы телевизионного пространства : беседы с телеведущими / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. Москва : УРСС, 2004. 174 с.

11. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века : [монография]. Москва : Прогресс-Традиция, 2012. 575 с.


  • Как создать многослойное телевизионное экранное пространство с помощью современных творческих методов и технических средств?
  • Что такое внепространственность объектов композиционной структуры кадра и разноракурсность компонентов композиции в контексте мультивизуальности экрана?
  • Почему вертикальная композиция весьма актуальна в применении мобильных устройств с функцией видеозаписи?
  • Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье об изобразительных конструктах экранного пространства, а также исследуем переход понятия «дополнительная визуализированная информация» в статус дополненной реальности.

Рецензия

Для цитирования:


Шабалин В.В. Дополнительная визуализированная информация: актуальные тенденции заполнения экранного пространства телевизионного кадра. Обсерватория культуры. 2021;18(5):479-485. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-479-485

For citation:


Shabalin V.V. Additional Visuals: Current Trends of Filling the Screen Space of a Television Shot. Observatory of Culture. 2021;18(5):479-485. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-479-485

Просмотров: 601


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)