Кантата Пауля Хиндемита «Frau Musica» в контексте развития партиципаторного музыкального искусства
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-398-408
Реферат
Статья посвящена изучению кантаты немецкого композитора П. Хиндемита «Frau Musica». В работах О.Т. Леонтьевой, К.-Д. Крабиля, М. Брейвика название произведения фигурирует в качестве примера Gebrauchsmusik (с нем. — музыка для использования), которая в статье осмыслена как музыка, созданная с определенной целью, в данном случае — неутилитарной. Для того чтобы оценить масштаб авторской концепции, необходимо вернуться к истокам интеллектуальных дебатов о социальной роли искусства, развернувшихся в 1920-е годы. Их главными участниками выступили Г. Бесселер и Т. Адорно. Ценным источником информации являются программы фестивалей новой камерной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене, где направление Gebrauchsmusik развивалось как разножанровый художественный эксперимент. Ведущую роль в этом процессе сыграл П. Хиндемит. Важно также понять причины, побудившие композитора использовать в кантате «Frau Musica» текст М. Лютера.
В настоящее время идеи Gebrauchsmusik — расширение доступа к музыкальному образованию, поддержка непрофессионального искусства, использование технических средств для вовлечения публики в творческий процесс — приобрели особую актуальность. Согласно гипотезе автора этих строк, кантату «Frau Musica» можно расценивать как образцовый пример произведения, в замысле которого органично соединились различные взгляды на природу музыкальной партиципации: духовный акт, коллективное произведение, высший уровень музыкальной доступности. П. Хиндемит интуитивно нашел в нем наиболее перспективные для развития взаимодействия композитора и слушателя пути, которые впоследствии привели к созданию целого корпуса партиципаторных произведений, в числе которых «City Symphonies» («Симфонии городов») Тода Маковера, «Baltic Music» («Балтийская музыка») Александра Радвиловича, «Supersonic» («Сверхзвуковой») Пола Риссмана.
Об авторе
Татьяна Анатольевна ЦветковскаяРоссия
радиостанция «Орфей»,
руководитель специальных проектов
Пятницкая ул., д. 25, стр. 1, Москва, 115184, Россия
ORCID 0000-0001-8395-9820; SPIN 8745-4318
Список литературы
1. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. Москва : Советская энциклопедия, 1990. 671 с.
2. Акопян Л.О. Музыка ХХ века : энциклопедический словарь. Москва : Практика, 2010. 856 с.
3. Рымашевская Э.Л. Современный немецко-русский, русско-немецкий словарь. Москва : Фирма НИК П, 1999. 831 с.
4. Taruskin R. In Search of the «Good» Hindemith Legacy // The Danger of Music and other Anti-Utopian Essays. Berkeley and Los Angeles : University of California Press, 2009. P. 60—65.
5. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. Москва : Музыка, 1974. 447 с.
6. Gebrauchsmusik // Encyclopaedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/art/Gebrauchsmusik (дата обращения: 30.06.2021).
7. Hindemith P. A Composers World. Horizons and Limitations. Mainz : Schott Musik International, 2000. 167 p.
8. Hinton S. Gebrauchsmusik // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 9 / ed. by Stanley Sadie. New York, 2001. P. 619—621.
9. Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит — критик времени // Пауль Хиндемит : статьи и материалы / [ред.-сост. И.Ф. Прудникова]. Москва : Советский композитор, 1979. С. 5—58.
10. Wackerbauer M. «Mythos Donaueschingen» : Zur Rolle einer Idee im Wandel von Festspielkonzeptionen 1921 bis 1950 // Regensburger Studien zur Musikgeschichte / hrsg. von W. Horn und D. Hiley. Bd. 10. Tutzing : Hans Schneider, 2013. S. 303—336.
11. Krabiel K.D. Brechts Lehrstücke: Entstehung und Entwicklung eines Spieltyps. Stuttgart ; Weimar : Metzler, 1993. 477 S.
12. Terminorum musicae : index septem linguis redactus (Polyglot Dictionary of Musical Terms : English, German, French, Italian, Spanish, Hungarian, Russian) / ed. by H. Leuchtmann. Kassel [etc.] : Bärenreiter, 1978. 798 р.
13. Suppan W. Gebrauchsmusik // Oesterreichisches Musiklexikon online. URL: https://www.musiklexikon.ac.at/ml/musik_G/Gebrauchsmusik.xml (дата обращения: 30.06.2021).
14. Krabiel K.D. Lehrstück // Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Sachteil, Bd. 5. Kassel [etc.] : Bärenreiter, 1998. S. 1004—1008.
15. Hinton S. Gebrauchsmusik // Terminologie der Musik im 20. Jahrhundert / hrsg. von H.H. Eggebrecht. Stuttgart : Franz Steiner, 1995. S. 164—174.
16. Nettl P. Beiträge zur Geschichte der Tanzmusik im 17. Jahrhundert // Zeitschrift für Musikwissenschaft. 1921—1922. Heft 4. S. 257—265.
17. Kestenberg L. Musikerziehung und Musikpflege. Leipzig : Quelle & Meyer, 1921. 142 S.
18. Besseler H. Fundamental Issues of Musical Listening (1925) / translated by M. Pritchard, I. Auerbach // Twentieth-Century Music. 2011. Vol. 8, Is. 1. P. 49—70.
19. Adorno Th.W. Gebrauchsmusik // Gesammelte Schriften in 20 Bänden / hrsg. von R. Tiedemann. Bd. 19 : Musikalische Schriften VI. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1997. S. 445—447.
20. Шёнберг А. Новая музыка, устаревшая музыка, стиль и мысль // Стиль и мысль. Статьи и материалы / сост., пер., коммент. Н. Власовой, О. Лосевой. Москва : Композитор, 2006. С. 58—74.
21. Adorno Th.W. Gemeinschaftsmusik: Theorie der neuen Musik. Neunzehn Beitrage über neue Musik // Gesammelte Schriften in 20 Bänden / hrsg. von R. Tiedemann. Bd. 18 : Musikalische Schriften V. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1997. S. 66.
22. Gutman H. Music for Use // The Weimar Republic Sourcebook / ed. by A. Kaes, M. Jay, E. Dimendberg. Berkeley : University of California Press, 1994. P. 579—562.
23. Hindemith P. Briefe / hrsg. von D. Rexroth. Frankfurt am Main : Fischer, 1982. 271 S.
24. Kruse M. Paul Hindemith und seine Beziehungen zur Jugendmusikbewegung // Musik und kulturelle Identität. Bd. 2 : Symposien B / hrsg. von D. Altenburg, R. Bayreuther. Kassel : Bärenreiter, 2012. S. 557—563.
25. Holz M. Musikschulen und Jugendmusikbewegung: Die Institutionalisierung des öffentlichen Musikschulwesens von den 1920ern bis in die 1960er Jahre. Münster ; New York : Waxmann, 2019. 390 S.
26. Leaver R.A. Luther’s Liturgical Music. Principles and Implications. Minneapolis : Fortress Press, 2017. 499 р.
27. Фаусель Г. Мартин Лютер. Жизнь и дело : в 2 т. Т. 2 : 1522—1546 / пер. с нем. Ю.А. Голубкина. Харьков : Майдан, 1996. 400 с.
28. Anttila M.E. Luther’s Theology of Music: Spiritual Beauty and Pleasure. Berlin ; Boston : Walter de Gruyter, 2013. 227 р.
29. Stephan R. Zum Verständnis der Oper Mathis der Maler // Hindemith-Jahrbuch. 1990. Bd. XIX. S. 15—19.
30. Breivik M. Contexts of Hindemith’s Frau Musica // The Arts and the Cultural Heritage of Martin Luther / ed. by E. Østrem, J. Fleischer, N.H. Petersen. Copenhagen : Museum Tusculanum Press, 2003. P. 171—186.
31. Botsford K. The Music and the Man // The New York Times. 1977. November 27. URL: https://www.nytimes.com/1977/11/27/archives/the-music-and-the-man-hindemith.html (дата обращения: 30.06.2021).
32. Hindemith P. Mahnung an die Jugend, sich der Musik zu befleißigen // Aufsätze, Vorträge, Reden / hrsg. von G. Schubert. Zürich ; Mainz : Atlantis Musikbuch, 1994. S. 120—124.
33. Hindemith P. Frau Musica: Sing- und Spielmusik für Liebhaber und Musikfreunde, op. 45/1. Chor mit Flöte und Streichern. Partitur. Mainz : Schott, 1979. 24 S.
34. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Москва : Классика-XXI, 2003. 254 с.
35. Kaden Ch. Communication in Music // The Handbook of Communication History. New York : Taylor & Francis, 2013. P. 153—178.
36. Everitt A. Joining in an Investigation into Participatory Music. London : Calouste Gulbenkian Foundation, 1997. 191 p.
37. Turino Th. Music as Social Life: The Politics of Participation. Chicago ; London : The University of Chicago Press, 2008. 258 p.
38. Eisentraut J. The Accessibility of Music: Participation, Reception, and Contact. Cambridge : Cambridge University Press, 2013. 336 p.
39. Цветковская Т.А. Концерт для слушателя с оркестром: пути развития партиципаторного музыкального искусства // Akademia Pomorska w Słupsku : Ars inter Culturas. 2020. № 9. С. 111—124.
40. Small Ch. Musicking: the Meanings of Performing and Listening. Hanover ; London : Wesleyan University Press, 1998. 230 р.
- Кантата «Frau Musica» традиционно считается образцом Gebrauchsmusik (с нем. — музыка для использования). Однако упрощенная интерпретация термина, как прикладной, бытовой, любительской, служебной музыки, мешает оценить масштаб авторской концепции.
- Замысел произведения возник у композитора в процессе поиска актуальных, социально значимых тем, способных заинтересовать молодых музыкантов — профессионалов и любителей, а, кроме того, привлечь внимание потенциальной аудитории. Площадкой для их апробации служили фестивали новой камерной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене.
- Своеобразие кантаты Хиндемита заключается в эффекте рождения во время совместной работы над сочинением духовного и творческого союза композитора, исполнителя и слушателя. Именно поэтому она может служить ярким примером партиципаторного искусства.
Рецензия
Для цитирования:
Цветковская Т.А. Кантата Пауля Хиндемита «Frau Musica» в контексте развития партиципаторного музыкального искусства. Обсерватория культуры. 2021;18(4):398-408. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-398-408
For citation:
Tsvetkovskaya T.A. Paul Hindemith’s Cantata “Frau Musica” in the Context of the Participatory Musical Art Development. Observatory of Culture. 2021;18(4):398-408. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-398-408