Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экспериментальная модель системы детского музыкального просветительства: начальный уровень

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537

Полный текст:

Реферат

Культура сегодня переживает состояние, определяемое большинством исследователей как «критичное», «пороговое», «нравственный или духовный апокалипсис». Одна из главных проблем — девальвация духовных ценностей, ведущая к разрушению связи между социумом и академической культурой.

Все более определяющую роль в современном обществе стала играть многоканальная и всепоглощающая система массовых коммуникаций — медиа. Как альтернатива стихийному распространению потоков информации возникают понятия «медиакультура» и «медиаискусство», позволяющие соединить эстетические поиски с современными медиасредствами, лучшие возможности которых необходимо использовать и в сфере распространения академической культуры. Поэтому так актуальна сегодня проблема художественного просветительства, профессионального распространения академической культуры в новом информационном пространстве, средоточия духовно-нравственных и эстетических ориентиров, а также подготовки потенциальных музыкальных просветителей в рамках начальной профессиональной ступени. Предлагаемая экспериментальная модель детского музыкального просветительства направлена на обучение популяризации академической музыки, распространение полученных знаний о музыке в контексте смежных искусств на основе единой трехступенчатой образовательной музыкально-просветительской системы.

Цель проекта — разработка и внедрение такой модели на базе существующего государственного начального музыкального образования (дошкольного, школьного и послешкольного профессионально-ориентированного уровней) с использованием достижений медийных технологий. Представленная модель будет способствовать наиболее гармоничному развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, формированию их активной жизненной позиции и обеспечению первичных профессионально-деятельностных компетенций в сфере музыкального просветительства, что может содействовать оптимизации начального художественного образования.

Об авторе

Татьяна Владимировна Махначева
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки;Детская музыкальная школа № 15
Россия

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки,
кафедра музыкальной журналистики,
преподаватель
Пискунова ул., д. 40, Нижний Новгород, 603950, Россия

Детская музыкальная школа № 15,
преподаватель
Старых производственников ул., д. 18, Нижний Новгород, 603123, Россия

ORCID 0000-0001-6930-3542; SPIN 6028-3909



Список литературы

1. Социология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общей редакцией В.В. Глебова, А.В. Гришина, Г.В. Мартьяновой. Москва : Юрайт, 2016. 307 с.

2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Академический проект, 2006. 448 с.

3. Холопова В.Н. Композитор Николай Попов. Москва : Альтекс, 2019. 52 с.

4. Мельникова Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность : монография // Бесплатная электронная библиотека : сайт. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/466212-1-melnikova-muzikalnoe-prosvetitelstvo-istoriya-sovremennost-monografiya-vvedenie.php (дата обращения: 16.07.2021).

5. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций : теория, история, практика : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2013. 28 с.

6. Помелова Е.В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX века по октябрь 1917 г. : автореф. дис. … канд. педагогических наук. Киров, 2005. 18 с.

7. Сметова А.А. История развития музыкального просвещения Павлодарского Прииртышья : учебное пособие. Павлодар, 2006. 160 с.

8. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде: на материале региональной культуры Курской области : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2016. 59 с.

9. Птушко Л.А. Музыкальная журналистика: теория и практика : учебное пособие. Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2018. 328 с.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : программа и репертуар. Москва : ВЛАДОС, 2001. 159 с.

11. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура : словарь : (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства). Омск : Омский государственный университет, 2000. 149 с.

12. Кузнецова Е.И., Дорожкин А.М. Медиа и медиальное: социально-философский анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3 (11). С. 171—186.

13. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. Москва : СЛОВО : Эксмо, 2003. 479 c.

14. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Москва : Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. 358 с.

15. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие. Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2007. 294 с.

16. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах. Книга 2 : Психология образования. Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 606 с.

17. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва : Классика-XXI, 2006. 350 с.

18. Ефимова Ю.А. Из истории проблемно-деятельностного подхода. Его внедрение в практику иноязычного образования в сфере информационных и коммуникационных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7 (51). С. 222—225.


  • В современном мире понимание художественного просветительства как путеводителя в новом информационном пространстве особенно актуально.
  • Сегодня приходится констатировать факт отсутствия подготовки потенциальных музыкальных просветителей в рамках начальной профессиональной ступени.
  • Предлагаемая экспериментальная модель детского музыкального просветительства направлена на обучение популяризации академической музыки и распространение полученных знаний с помощью современных средств и возможностей медиатехнологий.
  • Внедрение в систему начального музыкального образования предлагаемой модели может содействовать воспитанию детей как грамотных музыкальных слушателей, а по мере их дальнейшего обучения и как музыкантов-просветителей в сфере журналистики: пресса, радио, телевидение, Интернет.

Для цитирования:


Махначева Т.В. Экспериментальная модель системы детского музыкального просветительства: начальный уровень. Обсерватория культуры. 2021;18(5):531-537. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537

For citation:


Makhnacheva T.V. An Experimental Model of the System of Children’s Musical Enlightenment: The Initial Level. Observatory of Culture. 2021;18(5):531-537. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537

Просмотров: 49


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)