Экспериментальная модель системы детского музыкального просветительства: начальный уровень
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537
Реферат
Культура сегодня переживает состояние, определяемое большинством исследователей как «критичное», «пороговое», «нравственный или духовный апокалипсис». Одна из главных проблем — девальвация духовных ценностей, ведущая к разрушению связи между социумом и академической культурой.
Все более определяющую роль в современном обществе стала играть многоканальная и всепоглощающая система массовых коммуникаций — медиа. Как альтернатива стихийному распространению потоков информации возникают понятия «медиакультура» и «медиаискусство», позволяющие соединить эстетические поиски с современными медиасредствами, лучшие возможности которых необходимо использовать и в сфере распространения академической культуры. Поэтому так актуальна сегодня проблема художественного просветительства, профессионального распространения академической культуры в новом информационном пространстве, средоточия духовно-нравственных и эстетических ориентиров, а также подготовки потенциальных музыкальных просветителей в рамках начальной профессиональной ступени. Предлагаемая экспериментальная модель детского музыкального просветительства направлена на обучение популяризации академической музыки, распространение полученных знаний о музыке в контексте смежных искусств на основе единой трехступенчатой образовательной музыкально-просветительской системы.
Цель проекта — разработка и внедрение такой модели на базе существующего государственного начального музыкального образования (дошкольного, школьного и послешкольного профессионально-ориентированного уровней) с использованием достижений медийных технологий. Представленная модель будет способствовать наиболее гармоничному развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, формированию их активной жизненной позиции и обеспечению первичных профессионально-деятельностных компетенций в сфере музыкального просветительства, что может содействовать оптимизации начального художественного образования.
Об авторе
Татьяна Владимировна МахначеваРоссия
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки,
кафедра музыкальной журналистики,
преподаватель
Пискунова ул., д. 40, Нижний Новгород, 603950, Россия
Детская музыкальная школа № 15,
преподаватель
Старых производственников ул., д. 18, Нижний Новгород, 603123, Россия
ORCID 0000-0001-6930-3542; SPIN 6028-3909
Список литературы
1. Социология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общей редакцией В.В. Глебова, А.В. Гришина, Г.В. Мартьяновой. Москва : Юрайт, 2016. 307 с.
2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Академический проект, 2006. 448 с.
3. Холопова В.Н. Композитор Николай Попов. Москва : Альтекс, 2019. 52 с.
4. Мельникова Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность : монография // Бесплатная электронная библиотека : сайт. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/466212-1-melnikova-muzikalnoe-prosvetitelstvo-istoriya-sovremennost-monografiya-vvedenie.php (дата обращения: 16.07.2021).
5. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций : теория, история, практика : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2013. 28 с.
6. Помелова Е.В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX века по октябрь 1917 г. : автореф. дис. … канд. педагогических наук. Киров, 2005. 18 с.
7. Сметова А.А. История развития музыкального просвещения Павлодарского Прииртышья : учебное пособие. Павлодар, 2006. 160 с.
8. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде: на материале региональной культуры Курской области : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2016. 59 с.
9. Птушко Л.А. Музыкальная журналистика: теория и практика : учебное пособие. Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2018. 328 с.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : программа и репертуар. Москва : ВЛАДОС, 2001. 159 с.
11. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура : словарь : (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства). Омск : Омский государственный университет, 2000. 149 с.
12. Кузнецова Е.И., Дорожкин А.М. Медиа и медиальное: социально-философский анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3 (11). С. 171—186.
13. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. Москва : СЛОВО : Эксмо, 2003. 479 c.
14. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Москва : Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. 358 с.
15. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие. Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2007. 294 с.
16. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах. Книга 2 : Психология образования. Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 606 с.
17. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва : Классика-XXI, 2006. 350 с.
18. Ефимова Ю.А. Из истории проблемно-деятельностного подхода. Его внедрение в практику иноязычного образования в сфере информационных и коммуникационных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7 (51). С. 222—225.
- В современном мире понимание художественного просветительства как путеводителя в новом информационном пространстве особенно актуально.
- Сегодня приходится констатировать факт отсутствия подготовки потенциальных музыкальных просветителей в рамках начальной профессиональной ступени.
- Предлагаемая экспериментальная модель детского музыкального просветительства направлена на обучение популяризации академической музыки и распространение полученных знаний с помощью современных средств и возможностей медиатехнологий.
- Внедрение в систему начального музыкального образования предлагаемой модели может содействовать воспитанию детей как грамотных музыкальных слушателей, а по мере их дальнейшего обучения и как музыкантов-просветителей в сфере журналистики: пресса, радио, телевидение, Интернет.
Рецензия
Для цитирования:
Махначева Т.В. Экспериментальная модель системы детского музыкального просветительства: начальный уровень. Обсерватория культуры. 2021;18(5):531-537. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537
For citation:
Makhnacheva T.V. An Experimental Model of the System of Children’s Musical Enlightenment: The Initial Level. Observatory of Culture. 2021;18(5):531-537. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-531-537