Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Художник в зеркале автопортрета: идея и образ в русском искусстве начала XX века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-77-86

Реферат

С момента своего появления автопортрет является продуктом определенной культурной картины мира, отображением эстетических концепций эпохи, представлений о природе творчества и человеческой сущности. Всплеск интереса к автопортрету обычно наблюдается в нестабильные, кризисные эпохи, требующие от художника переосмысления фундаментальных принципов бытия и творчества. Одним из таких периодов в русской культуре становится начало XX в. — время перемен, радикальных по своему масштабу и глубине, которые послужили контекстом возникновения множества новых художественных систем, по-разному понимающих роль художника и его место в обществе. В условиях, когда субъективное восприятие становится определяющей стратегией творчества, автопортрет призван отразить многогранность бытия и свести на пространстве холста автора и его идеи.

В статье анализируются некоторые общие тенденции трансформации автопортретизма в русской живописи начала XX века. Для многих художников этого периода автопортрет остается пространством самопознания и придания смысла собственному жизненному опыту: З.Е. Серебрякова, М.З. Шагал, К.С. Петров-Водкин и другие создают целые серии автопортретов, фиксируя свои состояния на разных этапах творческого пути. Нередко автопортрет становится для автора художественным выражением собственной философской и эстетической программы, и императив идеи преобладает над императивом физического сходства. Так, художники-авангардисты (например, К.С. Малевич, другие участники объединения «Бубновый валет») сводят свой визуальный образ к маске, неживому объекту, беспредметной композиции. Изменения претерпевает не только образ художника, но и преобразуемое им пространство: автопортрет приобретает мифологическое измерение, замыкающееся в фигуре автора как демиурга.

Об авторе

Яна Павловна Шолохова
https://istina.msu.ru/profile/filin_dank/
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

факультет иностранных языков и регионоведения, кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур,
преподаватель

Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119991, Россия

ORCID 0000-0002-3752-6482; SPIN 8009-9323



Список литературы

1. Сарабьянов Д.В. Некоторые проблемы автопортрета // Искусствознание. 2008. № 3. С. 5—42.

2. Зингер Л.С. Автопортрет в системе жанров // Очерки теории и истории портрета. Москва : Изобразительное искусство, 1986. C. 274—294.

3. Кон И.С. Открытие «Я». Москва : Политиздат, 1978. 367 с.

4. Гофман И.М. Автопортрет в русском и советском искусстве // Автопортрет в русском и советском искусстве : [каталог выставки]. Москва : Советский художник, 1977. С. I—VIII.

5. Потапова Е.Н. Проблема синтеза искусств в эстетике Серебряного века: символизм и авангард // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 230—234.

6. Могилевский Е.Б. От автопортрета к сэлфи // Моё я. Автопортрет в собрании Русского музея. Санкт-Петербург : Palace Editions, 2016. С. 5—13.

7. Лотман Ю.М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. С. 349—375.

8. Сарабьянов Д.В. Об автопортретах Зинаиды Серебряковой // А.А. Русакова. Зинаида Серебрякова. Москва : Молодая гвардия, 2008. С. 180—182.

9. Шатских А.С. Автопортреты Марка Шагала // Шагаловский сборник. Вып. 3 : материалы X—XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000—2004). Минск : Рифтур, 2008. С. 164—169.

10. Березанская М.Д. Миф и эпос в западноевропейской культуре XX века : на примере творчества М.З. Шагала) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Москва, 2016. 31 с.

11. Харшав Б. Мифология своей жизни // Мой мир: первая автобиография Шагала : воспоминания, интервью / Марк Шагал ; ред.-сост. Б. Харшав ; под науч. ред. Я. Брука ; пер. с англ. Д. Веденяпина. Москва : Текст, 2009. С. 8—29.

12. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества / [примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. Москва : Искусство, 1979. С. 281—307.

13. Повелихина А.В. Мир как органическое целое // Великая утопия : Русский и советский авангард. 1915—1932. Каталог. Москва : Галарт ; Берн : Бентелли, 1993. С. 55—63.

14. Романович С.М. Дорогой художника: [о М.Ф. Ларионове] // Подъем : ежемесячный российский литературный журнал. 1992. № 2. С. 208—239. URL: http://maakovets.narod.ru/dh.htm (дата обращения: 01.09.2021).

15. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. 2-е изд. Москва : Аст-Пресс : Галарт, 2001. 301 с.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1990. 541 с.

17. Матич О. Гендерные проблемы в царстве амазонок: образы женщин в русской культуре рубежа веков // Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова : [каталог выставки] / под ред. Джона Э. Боулта и Мэтью Дратта. Москва, 2000. С. 75—87.


Рецензия

Для цитирования:


Шолохова Я.П. Художник в зеркале автопортрета: идея и образ в русском искусстве начала XX века. Обсерватория культуры. 2022;19(1):77-86. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-77-86

For citation:


Sholokhova Ya.P. Artist in the Mirror of a Self-Portrait: The Idea and Image in Russian Art of the Early 20th Century. Observatory of Culture. 2022;19(1):77-86. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-77-86

Просмотров: 382


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)