Спектакль М.А. Захарова «Мистификация»: сюжет, композиция, жанр
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-193-200
Реферат
Статья представляет собой специальное исследование историко-теоретического характера, посвященное сценической поэтике спектакля М.А. Захарова «Мистификация» (1999) Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», далее — Ленком), т. е. изучению захаровской постановки с целью выяснения, какими приемами и методами она была осуществлена. Предметом исследования выступают составляющие режиссерской методологии М.А. Захарова: сюжет и способы его строения; декорационное оформление сценической площадки и возможности его трансформации; эпизодная структура действия, аттракционы, вставные номера; жанровая природа постановки и др. В задачу исследования, помимо реконструкции и анализа ленкомовской постановки с точки зрения примененной режиссерской техники, входит и определение места и роли спектакля среди захаровских постановок, изучающих особенности российского менталитета средствами театра. Источниками исследования стали высказывания режиссера, рецензии на спектакль, иконография и личные впечатления от просмотра телеверсии спектакля. Методология исследования опирается на классические принципы и подходы к реконструкции и анализу спектакля ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, а также на метод контекстуального анализа. Лидеру Ленкома удалось создать компактную, динамичную и зрелищную сценическую фантазию на темы гоголевских текстов, цель которой — осмысление российской жизни на стыке столетий, а режиссерский сюжет — изучение особенностей российского менталитета как фактора, определяющего прошлое и будущее России. «Мистификация» вместе с постановками «Варвар и еретик» (1997) и «Шут Балакирев» (2001) составили сценическую трилогию, где подводились невеселые итоги 1990-х гг. и где был вполне внятно выражен своеобразный метасюжет захаровских постановок начала XXI в. — обусловленность судеб России специфическими качествами национального менталитета.
Об авторе
Александр Юрьевич РяпосовРоссия
сектор источниковедения,
заведующий сектором
Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 190000, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0001-5137-0229; SPIN 8465-7272
Список литературы
1. Смелянский А.М. Королевские игры // Предлагаемые обстоятельства : Из жизни русского театра второй половины XX века. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1999. С. 210—234.
2. Давыдова М.Ю. Марк Захаров: ремесленник милостью Божией // Конец театральной эпохи. Москва : Объединенное гуманитарное издательство : Золотая Маска, 2005. С. 119—129.
3. Богданова П.Б. Формула успеха Марка Захарова // Режиссеры-шестидесятники. Москва : Новое литературное обозрение, 2010. С. 155—168.
4. Захаров М.А. Суперпрофессия. Москва : Вагриус, 2000. 283 с.
5. Захаров М.А. Театр без вранья. Москва : АСТ : Зебра Е, 2007. 606 с.
6. Захаров М.А. Ленком — мой дом. Лицедейство без фарисейства. Мое режиссерское резюме. Москва : Э, 2016. 510 с.
7. Заславский Г. Шутка: «новый русский» Чичиков. Полная победа художника — полное поражение критика // Независимая газета. 1999. 13 янв.
8. Фукс О. Инвестиции в мистификации // Вечерняя Москва. 1999. 18 янв.
9. Годер Д. Бедный честный Чичиков. Новая «Мистификация» Марка Захарова // Итоги. 1999. 19 янв.
10. Максимова В. Кто нынче не бредит… // Независимая газета. 1999. 13 марта.
11. Смелянский А.М. Сплетня — орудие театрального пролетариата (Культура. 1999. 18 февраля) // Междометия времени. Москва : Искусство, 2002. С. 314—321.
12. Олег Шейнцис: зачем нужен художник / [сост. А.В. Оганесян]. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2008. 301 с.
13. Березкин В. Вернисаж // Театральная жизнь. 2000. № 5. С. 24—25.
14. Казьмина Н. «Я заехал и... любуюсь». Рецензия на спектакль М. Захарова «Мистификация» // Культура. 1999. № 3 (7163). 28 янв. — 3 февр. С. 9.
15. Должанский Р. Марк Захаров прошелся колесом по Чичикову // Коммерсант. 1999. 2 февр.
16. Филиппов А. Мертвые в Ленкоме. Новая премьера популярного театра // Известия. 1999. 12 янв.
17. Соколянский А. Мистификация Марка Захарова. Как режиссер оказался среди визажистов и имиджмейкеров // Общая газета. 1999. 21 янв.
18. Ряпосов А.Ю. Спектакль М.А. Захарова «Вишневый сад» по мотивам комедии А.П. Чехова (Ленком, 2009) // Театрон : научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2013. № 2 (12). С. 97—109.
19. Ряпосов А.Ю. Спектакль М.А. Захарова «Небесные странники» (Ленком, 2013) // Театрон : научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2014. № 2 (14). С. 78—89.
20. Ряпосов А.Ю. Спектакль М.А. Захарова «Вальпургиева ночь» (Ленком, 2015) // Театрон : научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2017. № 2 (20). С. 25—35.
21. Ряпосов А.Ю. Спектакль М.А. Захарова «День опричника» (Ленком, 2016) // Театрон : научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2018. № 1 (23). С. 43—55.
Рецензия
Для цитирования:
Ряпосов А.Ю. Спектакль М.А. Захарова «Мистификация»: сюжет, композиция, жанр. Обсерватория культуры. 2022;19(2):193-200. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-193-200
For citation:
Ryaposov A.Yu. M.A. Zakharov’s Play “Mystification”: Plot, Composition, Genre. Observatory of Culture. 2022;19(2):193-200. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-193-200