Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Искусство старых мастеров как источник вдохновения в экслибрисах Константина Калиновича

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-536-548

Реферат

Художник и иллюстратор Константин Юрьевич Калинович (р. 1959 г.), демонстрирующий ювелирную технику и высокую степень детализации в области печатной графики, — обладатель большого количества международных наград, престижных художественных премий и титула члена-корреспондента Королевского общества художников-граверов Великобритании (1992). Профессионализм К.Ю. Калиновича убедительно проявляется и в малых формах — в искусстве книжного знака. Становление художника как офортиста началось в ленинградский период его обучения в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) под руководством Г.П. Пахаревского, продолжилось — на факультете графики Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова. Большое влияние на формирование индивидуального графического почерка оказало творческое наследие А. Бруновского и личное знакомство со словацким мастером. Экслибрисы графика, выполненные в офорте, зачастую представляют собой оммажи в память о старых мастерах: образы, созданные И. Босхом, Питером Брейгелем Старшим, А. Дюрером, Х. Аверкампом, Я. Вермеером, Рембрандтом, волнуют и вдохновляют его на визуальную интерпретацию. Выбранный диапазон художественных средств — миниатюра, синтез, эстамп как самостоятельное выражение экслибриса. Техника — офорт, реже — акварель, гуашь. Вид — сюжетный книжный знак с сохраненной функцией принадлежности к частной библиотеке и реализация идеи заказчика. К глубине, живописности и широкому тональному диапазону офорта художник добавляет оригинальные технические особенности: в качестве офортной доски выбирается циферблат от старинных часов, а в базу изображения вовлекаются детали часового механизма, слепыми оттисками корректирующие, искривляющие формат и поле офортного оттиска. Сюжетная перекличка с великими мастерами и скрупулезность техники К.Ю. Калиновича порождают самобытные истории о радости и боли бытия в обрамлении высокой формы признательности искусству прошлого. В работах художника ярко акцентировано вовлечение в сочиненный метафизичный мир, визуальные образы которого фантастически реалистичны, монструозно привлекательны и исторически наполнены. Оммаж искусству старых мастеров в экслибрисах К.Ю. Калиновича — его мир, заставляющий зрителей тянуться за увеличительным стеклом, чтобы не упустить ни одной линии, одновременно овладевая знаниями всемирной истории искусства.

Об авторе

Ольга Юрьевна Кошкина
Галерея современного искусства «Матисс Клуб»
Россия

искусствовед, руководитель научного направления

Никольская пл., д. 6, Санкт-Петербург, 190068, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-1990-4814; SPIN 1389-6482



Список литературы

1. Konstantin Kalynovych // Sacred Art Pilgrim: John Kohan on Sacred Art : [сайт]. URL: http://sacredartpilgrim.com/collection/view/110 (дата обращения: 15.08.2022).

2. Олих И. «Тени зимнего сада»: выставка графика Константина Калиновича в Киеве // Артхив : [сайт]. URL: https://artchive.ru/news/2882~Teni_zimnego_sada_Vystavka_grafika_Konstantina_Kalinovicha_v_Kieve (дата обращения: 15.08.2022).

3. Иванова Е. Бог в деталях // MENU Magazine. 2012. November, № 11. С. 20—27.

4. Шостак Е. Тени на снегу // Тени на снегу. Константин Калинович. Альбом. Харьков : Глобус, 2020. С. 7—8.

5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. Техника. История. Санкт-Петербург : Аврора, 2004. 269 с.

6. Голикова И.С. Творчество В.И. Шистко в контексте печатной графики Ленинграда — Санкт-Петербурга : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. Санкт-Петербург, 2021. 351 с.

7. Алешин В. Львовский художник Олег Денисенко // Редкие заметы немолодого идеалиста. URL: https://vakin.livejournal.com/306970.html (дата обращения: 15.08.2022).

8. Константин Калинович (Konstantin Kalynovych) // Уголок неживой природы. URL: https://eanarris.livejournal.com/5587.html (дата обращения: 15.08.2022).

9. Зотова В.В. Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского // Вестник МГУП им. Ивана Федорова. 2011. № 6. С. 476—480.

10. Лозинская Р. Альбин Бруновский: мастер фантастического реализма // Артхив : [сайт]. URL: https://artchive.ru/publications/3683~Al’bin_Brunovskij_master_fantasticheskogo_realizma (дата обращения: 15.08.2022).

11. Памяти Альбина Бруновского // Дневник жены художника. URL: https://tkalynovych.livejournal.com/17000.html (дата обращения: 15.08.2022).

12. Ерошкин В.Ф. Экслибрис как графическая композиция // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 201—205.

13. Романенкова Ю.В. Книжный знак в художественной культуре Украины рубежа XX и XXI веков // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 25. С. 122—143. DOI: 10.17223/23062061/25/7/.

14. Лавренко Г.Б. Особенности создания художественного образа в экслибрисе (1980—2010-е гг.) // Печать и слово Санкт-Петербурга. Петербургские чтения — 2015. XVII Всероссийская научная конференция : сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2016. С. 141—147.

15. Kohan J. Konstantin Kalynovych. The Great Mystificator // Sacred Art Meditations : [сайт]. URL: http://sacredartmeditations.com/moments/detail/41 (дата обращения: 15.08.2022).

16. Константин Калинович в галерее «Триптих» // Журнал «Коммерсантъ Weekend» (Украина) : сайт. № 89 от 30.05.2008. С. 11. URL: https://www.kommersant.ru/doc/897732 (дата обращения: 15.08.2022).

17. Дмитриева А.А. Картина Яна Вермеера Делфтского «Аллегория живописи» («Живописец в мастерской»). Основные проблемы иконографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. Санкт-Петербург, 2009. № 3. С. 130—139.

18. Даниэль С.М. Рембрандт : [альбом]. Санкт-Петербург : Аврора, [2002]. 158 c.

19. EL des Monats September 2020 — Konstantin Kalynovych: Vineyard in Heaven // DEUTSCHE EXLIBRIS-GESELLSCHAFT : [сайт]. URL: https://www.exlibris-deg.de/2020/09/01/el-des-monats-september-2020-konstantin-kalynovych-vineyard-in-heaven/ (дата обращения: 15.08.2022).

20. Герман М.Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 516 с.

21. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. Москва : АСТ-Пресс КНИГА, 2004. 366 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кошкина О.Ю. Искусство старых мастеров как источник вдохновения в экслибрисах Константина Калиновича. Обсерватория культуры. 2022;19(5):536-548. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-536-548

For citation:


Koshkina O.Yu. The Art of Old Artists as a Source of Inspiration in the Bookplates by Konstantin Kalinovich. Observatory of Culture. 2022;19(5):536-548. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-536-548

Просмотров: 283


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)