

Рисунки Гюстава Доре в творчестве Мстислава Добужинского
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-596-603
Реферат
Актуальность темы статьи определяется тем, что рисунки Г. Доре, одного из любимых художников М.В. Добужинского, воспроизведенные в различных изданиях, никогда не становились объектом специального исследования как художественные источники творчества этого мастера.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринят опыт анализа влияния рисунков Г. Доре на творчество М.В. Добужинского. Автор применяет комплексный метод, который объединил источниковедческий анализ воспоминаний и писем художника, сравнительный формальный анализ его произведений с работами Г. Доре. Проводится сопоставление изобразительных мотивов в рисунках М.В. Добужинского с аналогичными мотивами в романах Ч. Диккенса «Лавка древностей» и «Крошка Доррит». Эти произведения, а также литературные мотивы, которые могли привлечь в них внимание М.В. Добужинского, выявлены на основании анализа писем художника. Установлено, что существенное влияние на работы М.В. Добужинского «Окно парикмахера» (1906), «Вильно. Ночной мотив» (1910), «Ночь в Петербурге» (1924), офорт «Крыши» (1901) оказали рисунки Г. Доре, выполненные для книги У.Б. Джеррольда «Лондон: паломничество»: «Уайтчепел. Укромное место» (Whitechapel. A Hiding place), «Блюгейт-филдс в Шадвелле» (Bluegate fields in Shadwell), «Над Лондоном — по железной дороге» (Over London — by rail). Также установлено, что рисунок Г. Доре «В доках» (Inside the docks) из этого издания повлиял на ксилографию А. Остроумовой-Лебедевой «Снасти» (1917). Выявлены издания книг с иллюстрациями Г. Доре, по которым М.В. Добужинский и А.Н. Бенуа познакомились с творчеством этого художника.
Об авторе
Анна Евгеньевна ЗавьяловаРоссия
НИИ теории и истории изобразительных искусств, отдел русского искусства,
ведущий научный сотрудник
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0003-2704-0486; SPIN 6024-1129
Список литературы
1. Jerrold W.B. London : A Pilgrimage. London : Grant & Co., MDCCCLXXII [1872]. 191 p.
2. Добужинский М.В. Письма / [подг. Г.И. Чугунов]. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. 444 с.
3. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. 1—3. Москва : Наука, 1993. 711 с.
4. Бенуа А.Н. Художественные письма. 1930—1936. Газета «Последние новости», Париж. Москва : Галарт, 1997. 404 с.
5. Добужинский М.В. Воспоминания / изд. подгот. Г.И. Чугунов. Москва : Наука, 1987. 477 с.
6. Либрович С.Ф. На книжном посту : воспоминания, записки, документы. Петроград ; Москва : товарищество М.О. Вольф, 1916. 496 с.
7. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. Москва : Искусство, 1969. 249 с.
8. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. Москва : Искусство, 1988. 285 с.
9. Бессонова М.А., Георгиевская Е.Б. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Собрание живописи. Франция второй половины XIX — XX века. Москва : Красная площадь, 2001. 399 с.
10. Дьяков Л.А. Гюстав Доре. Москва : Искусство, 1983. 136 с.
11. Варшавский Л.Р. Гюстав Доре. Москва : Искусство, 1966. 79 с.
12. Завьялова А.Е. Знать врага в лицо. «Пауки» Мстислава Добужинского // Собранiе: иллюстрированный журнал по искусству : наследие и современность. 2011. № 1 (28). С. 96—101.
13. Чугунов Г.И. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875—1957. Ленинград : Художник РСФСР, 1984. 299 с.
14. Чугунов Г.И. М.В. Добужинский и его «Воспоминания» // Добужинский М.В. Воспоминания. Москва : Наука, 1987. С. 321—365.
15. Doré. L’imaginaire au pouvoir. Museé d’Orsay — Museé des beaux-arts du Canada, 2014. 336 p.
16. Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский : переписка (1903—1957) / сост., подг. текста и коммент. И.И. Выдрин. Санкт-Петербург : Сад искусств, 2003. 301 с.
17. Диккенс Ч. Лавка древностей // Собрание сочинений : в 30 т. Т. 7 / пер. с англ. Н. Волжиной ; коммент. Ю. Кагарлицкого. Москва : Художественная литература, 1958. 647 с.
18. Gustave Doré. 1832—1883 : Catalogue de l’exposition. Strasbourg : Museé d’art modern, 1983. 343 p.
19. Мир искусства: [журнал]. 1903. № 1.
20. Simplicissimus: [журнал]. 1902. Vol. 7 (2).
21. Мир искусства: [журнал]. 1902. № 12.
22. Аполлон: [журнал]. 1910. № 7.
- Рисунки Г. Доре с изображением сцен в ночном городе из книги У.Б. Джеррольда “London. A Pilgrimage” послужили иконографическими источниками для рисунков М.В. Добужинского «Окно парикмахера», «Вильно. Ночной мотив», «Ночь в Петербурге».
- Выбор темы горящего фонаря на вечерней улице в акварели М.В. Добужинского «Окно парикмахерской» обусловлен его впечатлениями от сказки Х.К. Андерсена «Старый уличный фонарь», романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», романа Ч. Диккенса «Лавка древностей».
- Рисунок Г. Доре “Newgate. Exercise yard” («Ньюгейт. Двор для прогулок») из книги Бланшара Джеррольда “London. A Pilgrimage”, а также впечатления от романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» послужили источниками для акварели М.В. Добужинского «Дьявол».
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова А.Е. Рисунки Гюстава Доре в творчестве Мстислава Добужинского. Обсерватория культуры. 2022;19(6):596-603. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-596-603
For citation:
Zavyalova A.E. Drawings by Gustave Doré in M.V. Dobuzhinsky’s Works. Observatory of Culture. 2022;19(6):596-603. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-596-603