Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Влияние культурных индустрий на развитие перформативного искусства в регионах

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-302-312

Реферат

В статье рассматривается развитие современных перформативных практик в регионах и влияние на них культурных индустрий. Раскрываются понятия «перформанс», «арт-активизм», «хэппенинг». Выявлена дихотомия эксклюзивное/массовое: перформативное искусство является эксклюзивным персонифицированным творческим актом, а массовое представлено в виде типичных стандартизированных произведений, доступных для широких слоев населения. Освещен вопрос культурных институций, проанализировано их влияние на развитие актуального искусства в регионах и формирование культурной идентичности города. Рассмотрена проблема институциональной критики как инструмента развития культурных индустрий, утверждающих иерархическую вертикаль и нивелирующих труд художников в ситуации незащищенности. Приведены примеры того, как перформативное искусство формирует культурную среду и становится триггером развития региональных культурных индустрий, образуя вокруг себя поле научно-философского дискурса и вовлекая области масс-маркетинга, рекламы, медиа и сопутствующих им финансовых составляющих. Проанализирован процесс глокализации и выявлен наиболее эффективный для регионального современного искусства способ интегрироваться в общекультурный процесс — предложить инновационные формы. Приведены примеры успешной реализации этого метода.

Об авторе

Дарья Сергеевна Белоусова
Пермский государственный институт культуры
Россия

кафедра хореографии,
старший преподаватель

кафедра культурологии,
аспирантка

Газеты Звезда ул., д. 18, Пермь, 614000, Россия

ORCID 0009-0004-4275-8706; SPIN 3986-8408



Список литературы

1. Мехонцева О.П. Современное искусство как предмет изучения в образовательных учреждениях художественной направленности // Человек в мире культуры. 2017. № 4. С. 82—86.

2. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д.В. Трубочкина. Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2015. 375 с.

3. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства // Библиотека электронной литературы в формате fb2. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gnirenko-yuliya/performans-kak-yavlenie-sovremennogo-otechestvennogo-iskusstva (дата обращения: 25.05.2023).

4. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2020. 320 с.

5. Липовецкий М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения» // Новое литературное обозрение. 2008. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/1/performansy-nasiliya-novaya-drama-i-graniczy-literaturovedeniya.html (дата обращения: 25.05.2023).

6. Кривцова Ю.В. Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. С. 188—191.

7. Антонян М.А. Понятия «перформанс» и «performance art» в англоязычной и русскоязычной культурах // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 128—134.

8. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства / пер. В. Соловей. Москва : V-A-C Press, 2018. 528 с.

9. Шехнер Р. Теория перформанса. Москва : V-A-C Press, 2020. 488 с.

10. Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 132—139. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139.

11. Куклина А. О специфике перформативных практик в развитии сибирского и томского современного искусства». («Новая вещественность как возможный художественный тренд в современном искусстве Томска — 2») // Syg.ma : [медиа-платформа] : Сибирский архив современного искусства. URL: https://syg.ma/@anastasiia-kuklina/o-spietsifikie-pierformativnykh-praktik-v-razvitii-sibirskogho-i-tomskogho-sovriemiennogho-iskusstva (дата обращения: 25.05.2023).

12. Новичков Н.В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 4. С. 29—37. DOI: 10.12737/1868.

13. Schechner R. 6Axioms for Environmental Theatre // The Drama Review. 1968. Vol. 12, № 3. P. 41—64. DOI: 10.2307/1144353.

14. Переверзева М. Хэппенинги Джона Кейджа // Livejournal : Арт-ржа. URL: https://performansist.livejournal.com/228172.html (дата обращения: 25.05.2023).

15. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 25.05.2023).

16. Новый тренд — танцевальные перфомансы. Интервью с участниками Apache Crew и Таэт Vremya // Bash Today : [сайт]. URL: https://bash.today/posts/iskusstvo-tantsa-i-performansa (дата обращения: 25.05.2023).

17. Козонина А. Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России. Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2021. 244 с.

18. Мёрш К. Kulturvermittlung как собирательный термин в немецкоговорящих странах // Время культурной медиации. С. 15—16 / Музей современного искусства «Гараж». URL: https://garagemca.org/event/online-presentation-of-the-russian-edition-of-the-book-time-for-cultural-mediation (дата обращения: 25.05.2023).

19. Галкин Д.В., Куклина А.Ю. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 397. С. 65—74. DOI: 10.17223/15617793/397/12.

20. Гиренко В. Все происходит из любви // Новый компаньон : [электронное периодическое издание]. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-6037287.html (дата обращения: 25.05.2023).

21. Хаустова А. Блиц: институциональная критика // SPECTATE : [вебзин о современном искусстве]. URL: https://spectate.ru/institutional-critique/ (дата обращения: 25.05.2023).

22. Лазарева О.В. Культурные индустрии: два аспекта понимания // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 6. С. 670—676. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-6-670-676.

23. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты // Вестник Якутского государственного университета. 2005. Т. 2, № 3. С. 111—115.

24. Галеева А. Сибирский иронический концептуализм. Возвращение в настоящее / Факультет современного искусства высшей школы «Среда обучения» // Syg.ma : [медиа-платформа]. URL: https://syg.ma/@sreda-obucheniya/anna-galieieva-sibirskii-ironichieskii-kontsieptualizm-vozvrashchieniie-v-nastoiashchieie (дата обращения: 25.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Белоусова Д.С. Влияние культурных индустрий на развитие перформативного искусства в регионах. Обсерватория культуры. 2023;20(3):302-312. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-302-312

For citation:


Belousova D.S. The Impact of Cultural Industries on the Development of Performative Art in the Regions. Observatory of Culture. 2023;20(3):302-312. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-302-312

Просмотров: 356


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)