Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Психологический жест — элемент творческой теории Михаила Чехова

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-616-626

Реферат

Рядом с именем Михаила Чехова прочно утвердилось выражение «гений русской сцены». В теоретической работе «О технике актера» М. Чехов обозначил основные компоненты актерского мастерства, где одним из наиболее ярких и эффективных элементов является психологический жест (ПЖ). Однако обособленность эмпирической части чеховского наследия, обусловленная переездом актера за границу, формирует проблему трактовки теории. Так, многие современные актеры в стремлении освоить принцип работы с психологическим жестом допускают вольность в интерпретации методологических приемов, не учитывают практических уточнений, сформулированных мастером во время работы за рубежом.

В статье анализируются малоизвестные и популярные примеры психологического жеста, фигурирующие в театральной литературе русского и зарубежного периодов творчества М. Чехова. Рассматривается опыт работы с данным инструментом прямых учеников великого актера. В качестве материала исследования используется расшифровка видеозаписи практического семинара друга и соратника М.А. Чехова Г.С. Жданова, выполненная А.А. Кирилловым, и стенограмма И.Ю. Промптовой. Сопоставление документов и свидетельств позволяет систематизировать сведения о психологическом жесте, уточнить существенные нюансы, сформулированные и переданные М. Чеховым своим ученикам «из рук в руки» в период работы за границей, и предостерегает от ошибочного толкования теории. Рассмотренные примеры эмпирически подтверждают возможность с помощью жеста подключать воображение актера, выявлять психологию говорящего, эмоционально концентрироваться на смысле слова, реплики, фразы, монолога. Показано, что ПЖ предназначен для работы актера над текстом в репетиционный период, он способен пробуждать в душе артиста чувства и волю, помогает в поиске подтекста, способствует глубокому проникновению в содержание текста роли и влияет на звучащую речь.

Поиски М. Чехова в области взаимодействия психологии, жеста и речи подтверждаются исследованиями последних лет. Так, современная лингвистика научно подкрепила интуитивные догадки великого актера, доказав, что жест является свидетелем когнитивных процессов говорящего.

Об авторе

Полина Евгеньевна Елисеева
Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Россия

кафедра сценической речи,

старший преподаватель

Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, 125009, Россия

ORCID 0000-0001-9346-2949; SPIN 5298-5715



Список литературы

1. Кнебель М.О. Вся жизнь. Москва : ВТО, 1967. 587 с.

2. Михаил Чехов. Чувство целого [Авторская программа Анатолия Смелянского] // Платформа СМОТРИМ. URL: https://smotrim.ru/brand/31993 (дата обращения: 06.10.2022).

3. Бюклинг Л. Михаил Чехов в западном театре и кино. Санкт-Петербург : Академический проект, 2001. 560 с.

4. Крымова Н. Гений среди людей. Уроки Михаила Чехова // Н. Крымова. Имена. Избранное в 3 книгах. Книга 3 : 1987—1999. Москва : Трилистник, 2005. С. 133—137.

5. Золотухин В. Михаил Чехов. Звуковое наследие и воспоминания современников // Театр. 2014. № 16. URL: http://oteatre.info/mihail-chehov-zvukovoe-nasledie-i-vospominaniya-sovremennikov/ (дата обращения: 06.10.2022).

6. Скороход Н. О том, что лежит под землей // Петербургский театральный журнал. 2010, № 1 (59). URL: https://ptj.spb.ru/archive/59/home-cinema-59/o-tom-chto-lezhit-pod-zemlej/ (дата обращения: 06.10.2022).

7. Michael Chekhov’s Lessons for Teachers : Expanded Edition. MICHA, 2018. 245 p.

8. The Routledge Companion to Michael Chekhov / by ed. M.-C. Autant-Mathieu, Y. Meerzon. London ; New York : Routledge Taylor and Francis Group, 2015. 434 p.

9. Кириллов А.А. Театр и театральная система М. Чехова : дисс. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008. 170 с.

10. Соловьева И.Н. Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2016. 670 с.

11. Отан-Матье М.-К. Михаил Чехов в поисках универсального метода в театре и кино / пер. Е. Балаховской // Вопросы театра. Proscaenium. 2018. № 1—2. С. 311—326.

12. Чехов М.А. Литературное наследие : в 2 т. Т. 2 : Об искусстве актера / сост. И.И. Аброскина, М.С. Иванова, Н.А. Крымова ; вступит. статья М.О. Кнебель. Москва : Искусство, 1986. 559 с.

13. Андрейчук В.А. Михаил Чехов: театрально-педагогические искания // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 23—27.

14. Кузина Е.Е. Психологический жест — ключ к игре актера в методе Михаила Чехова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 2. С. 37—48.

15. Авшарова Ю.Ю. «Психологический жест» М.А. Чехова в работе над сценическим образом // Искусство и экономика : материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 13—14 марта 2017 г. Москва : Научная библиотека, 2017. С. 162—168.

16. Полищук В. Актерский блиц-тренинг по Михаилу Чехову // Э. Сарабьян. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. Москва : АСТ, 2022. С. 461—608.

17. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Москва : Искусство, 1954. Т. 2. 421 с.

18. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Москва : Искусство, 1955. Т. 3. 500 с.

19. Кириллов А.А. Семинар Г.С. Жданова // Вечность на ладонях. Еще раз о Михаиле Чехове / сост. В.М. Турчин. Москва : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2015. С. 247—314.

20. Чехов А.П. Сочинения : в 2 т. Т. 1 : Повести и рассказы. Москва : Художественная литература, 1982. 447 с.

21. Бюклинг Л. Студии Михаила Чехова в Лос-Анджелесе (1949—1955 гг.) // Вопросы театра. Proscaenium. 2018. № 1—2. С. 327—352.

22. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова : Возникновение и утверждение. Санкт-Петербург : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

23. Балухатый С.Д., Петров Н.Д. Драматургия Чехова. URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st004.shtml (дата обращения: 06.10.2022).

24. Чехов А.П. Вишневый сад // Сочинения : в 2 т. Т. 2. Повести; Рассказы; Пьесы. Москва : Художественная литература, 1982. С. 445—479.

25. Буткевич М.М. К игровому театру : в 2 т. Т. 1 : Лирический трактат. Москва : Российская академия театрального искусства — ГИТИС, 2010. 703 с.

26. Елисеева П.Е. Сценическая речь Михаила Чехова. Зарождение и формирование «Психологического жеста» как метода репетирования // Вечность на ладонях. Еще раз о Михаиле Чехове / сост. В.М. Турчин. Москва : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2015. С. 173—212.

27. Чехов М.А. Литературное наследие : в 2 т. Т. 1 : Воспоминания. Письма / сост. И.И. Аброскина, М.С. Иванова, Н.А. Крымова ; вступ. статья М.О. Кнебель. Москва : Искусство, 1986. 462 с.

28. Чехов М.А. Уроки для профессионального актера : на основе записей уроков, собранных и составленных Д.Х. Дюпре / под ред. Д.Х. Дюпре ; пер. с англ. М.И. Кривошеев. Москва : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2011. 165 с.

29. Промптова И.Ю. Семинар Г.С. Жданова // Вечность на ладонях. Еще раз о Михаиле Чехове / сост. В.М. Турчин. Москва : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2015. С. 315—363.

30. Хопкинс Э. Мастер класс. URL: https://vk.com/video135087875_456239431 (дата обращения: 06.10.2022).

31. Lapaire J.-R. Grammar, gesture and cognition : insights from multimodal utterances and applications for gesture analysis // Вiсник Львiвського унiверситету. Серiя фiлологiчна. 2011. № 52. С. 83—103. URL: https://www.researchgate.net/publication/298790338_ Grammar_gesture_and_cognition_insights_from_multimodal_utterances_and_applications_for_gesture_analysis (дата обращения: 06.10.2022).

32. Гришина Е.А. Русская жестикуляция с лингвистической точки зрения : корпусные исследования. Москва : Издательский дом ЯСК, 2017. 744 с.

33. Кибрик А.А. Русский мультиканальный дискурс. Ч. I : Постановка проблемы // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 70—80.

34. Кибрик А.А. Русский мультиканальный дискурс. Часть II : Разработка корпуса и направления исследований // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С. 79—90.

35. Bonacchi S., Karpiński M. Remarks about the Use of the Term “Multimodality” // Journal of Multimodal Communication Studies. 2014. № 1. P. 1—7. URL: https://repozytorium.amu.edu.pl/bitstream/10593/13519/1/01_silvia-bonacchi-maciej-karpinski_JMCS_01_2014.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

36. McNeill D. Hand and Mind: What Gesture Reveal about Thought // Leonardo. 1994. Vol. 27, № 4. P. 105—133. DOI: 10.2307/1576015.

37. Три сестры. 2006. Мастерская Петра Фоменко. Ч. 1 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YapV2y3h3sE (дата обращения: 06.10.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Елисеева П.Е. Психологический жест — элемент творческой теории Михаила Чехова. Обсерватория культуры. 2022;19(6):616-626. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-616-626

For citation:


Eliseeva P.E. The “Psychological Gesture” as an Element of Michael Chekhov’s Creative Theory. Observatory of Culture. 2022;19(6):616-626. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-616-626

Просмотров: 485


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)