Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Натюрморт как антропотехника (на материале vanitas vanitatis)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-584-595

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена аллегорическому натюрморту эпохи барокко. Его анализ осуществляется по преимуществу на материале vanitas vanitatis («суета сует»), который является своеобразной вершиной этого жанра. Используя теоретические построения В. Беньямина и Ж. Делёза, автор осуществляет анализ натюрморта как жанра, имеющего собственную логику, топологию, темпоральность, сворачивающуюся в сюжет, и очень своеобразный «синтаксис». Кроме того, в статье очерчиваются контуры того «жизненного мира», который делает возможным существование этого уникального художественного феномена. Автор рассматривает натюрморт как своего рода театр вещей. Изображенные на нем предметы сосуществуют различным образом, то притягивая друг друга, сцепляясь и образовывая констелляции (eros), то, напротив, — выстраиваясь в оппозиции, элементы которых отбрасывают и одновременно активизируют друг друга (agon), но никогда — в виде отдельных предметов. Старинный натюрморт не только смотрят, но и читают, и разгадывают. Это — сложный текст, смысловой единицей которого является вещь, наполненная новыми конвенциональными значениями. Именно это позволяет говорить о натюрморте как об аллегории. Выявляется, что аллегория — это не просто один из способов означивания, но — инструмент познания, который позволяет увидеть знакомое и привычное в самой неожиданной перспективе, расширяя область просматриваемого в культуре. В полной мере это относится и к старинному натюрморту, манифестирующему не только тончайшие нюансы устройства барочного мира, где зарождается тревожащая темпоральность, но и настроя здесь-бытия Я от надежды до меланхолии. Спецификой данного текста является представление натюрморта в перспективе философской антропологии, т. е. с точки зрения его соразмерности определенному типу человека. В результате исследования делается вывод, что основным условием возможности аллегорического натюрморта является опустошенное, лишенное самотождественности, но взыскующее бытия и способное стать событием Я в мире, стремительно утрачивающем сакрально-символические оболочки.

Об авторе

Юлия Владимировна Ватолина
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Россия

промышленных технологий и дизайна, кафедра общественных наук,
профессор

Большая Морская ул., д. 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия

доктор философских наук, кандидат социологических наук

ORCID 0000-0001-5219-9400; SPIN 9168-6553



Список литературы

1. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск ; Москва : АСТ : Харвест, 2000. 743 с.

2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Феномен несогласия в истории гуманитарных и естественных наук и биографиях ученых : [хрестоматия]. Новосибирск : Новосибирский гос. ун-т, 2007. С. 149—164. URL: http://ec-dejavu.ru/a-2/Aesthetics.html (дата обращения: 04.11.2022).

3. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. C. 340—348. (Серия «Мир искусств»).

4. Культура Возрождения : энциклопедия : в 2 т. Т. 2, кн. 1 / [отв. ред. О.Ф. Кудрявцев]. Москва : РОССПЭН, 2011. 662 с.

5. Bobryk R. Зачем стол натюрморту? // Культура и текст. 1998. № 3. С. 27—42.

6. Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: к проблеме прочтения символа. Москва : Наука, 1997. 151 с.

7. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. Москва : Логос, 1997. 264 с.

8. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. Москва : Аграф, 2002. 280 с.

9. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. 162 с.

10. Реутин М.Ю. «Пляска смерти» в Средние века // Arbor mundi. 2001. № 8. С. 9—38. URL: http://ivgi.org/sites/ivgi.org/files/arbormundi/Arbor8reutin.pdf (дата обращения: 04.11.2022).

11. Баттистини М. Символы и аллегории: визуальные коды понятий в произведениях изобразительного искусства. Москва : Омега, 2008. 384 с.

12. Медкова Е. «Бубновый валет» в пространстве мифа // Искусство. 2008. № 2. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800207 (дата обращения: 04.11.2022).

13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. Москва : Прогресс, 1990. С. 61—272.

14. Сухачев В.Ю. «Волки»: по ту сторону человека, между Богом и бестией // Anthropology : Web-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/sukhach/wolfs.html (дата обращения: 04.11.2022).

15. Рон М.В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры : дис. ... канд. культурологических наук. Санкт-Петербург, 2004. 256 c.

16. Дегтярев В. Мадонна среди руин. Санкт-Петербург : Jaromír Hladík press, 2022. 72 c.

17. Кочековская Н.А. Аллегория как режим темпоральности в гуманитаристике ХХ в.: анахронизм как культурная практика // Шаги / STEPS : журнал Школы актуальных гуманитарных исследований. 2018. T. 4. № 3—4. C. 36—58. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36335975_71275918.pdf (дата обращения: 04.11.2022).

18. Словарь античности : пер. c нем. Москва : Прогресс, 1989. 704 с.

19. Михайлов А.В. Поэтика барокко // Избранное. Завершение риторической эпохи. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. С. 68—187.

20. Baadj N.S. Hendrick Andriessen’s «portrait» of King Charles I // The Burlington Magazine. 2009. № 151. P. 22—27.

21. Иллюстрированная энциклопедия символов / [сост. А. Егазаров]. Москва : Астрель : АСТ, 2007. 723 c.

22. Купер Дж. Энциклопедия символов. Москва : Ассоциация духовного единения «Золотой Век», 1995. 401 с.

23. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Москва : Мысль, 1993. 959 с.

24. Гудимова С.А. Принцип отражения в поэтике барокко // Культурология. 2017. № 4 (83). С. 6—19.

25. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва : РУДОМИНО, 1999. 224 с.

26. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914. 490 с. URL: https://imwerden.de/pdf/florensky_stolp_i_utverzhdenie_istiny_1914__ocr.pdf (дата обращения: 04.11.2022).

27. Караськова О., Пироговская М. История чувств, рассказанная через искусство. От средневековой фрески до современных инсталляций: как люди относились к классической пятерке чувств в разные эпохи // Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/1675 (дата обращения: 04.11.2022).

28. Дегтярев В. Барокко как связь и разрыв. Москва : Новое литературное обозрение, 2021. 233 с.

29. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Психология искусства. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. С. 340—406.

30. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Санкт-Петербург : Наука, 2001. 262 с.

31. Московичи С. Машина, творящая богов. Москва : Центр психологии и психотерапии, 1998. 556 c.


  • Старинный натюрморт как феномен искусства имеет собственную логику, топологию, темпоральность, сворачивающуюся в сюжет, и «синтаксис». Своеобразной вершиной аллегорического натюрморта, расцвет которого приходится на эпоху барокко, является vanitas vanitatis.
  • На натюрмортах vanitas вещи становятся действующими лицами своего рода театрального представления, посвященного бренности человека, и это впечатление усиливается присутствием на них аллегорических фигур.
  • Старинный натюрморт – это сложный текст, смысловой единицей которого является вещь, наполненная новыми конвенциональными значениями. Именно это позволяет говорить о нем как об аллегории.
  • Аллегория позволяет увидеть знакомое и привычное в неожиданной перспективе, расширяя область просматриваемого в культуре. В аллегорическом натюрморте манифестируется не только устройство барочного мира, но и настрой здесь-бытия Я от надежды до меланхолии.
  • Основным условием возможности аллегорического натюрморта является Я, пусть и лишенное самотождественности, подавленное зарождением тревожащей темпоральности, но взыскующее бытия и способное стать событием в мире, стремительно утрачивающем сакрально-символические оболочки.

Рецензия

Для цитирования:


Ватолина Ю.В. Натюрморт как антропотехника (на материале vanitas vanitatis). Обсерватория культуры. 2022;19(6):584-595. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-584-595

For citation:


Vatolina Yu.V. Still Life as Anthropotechnics (On the Material “Vanitas Vanitatis”). Observatory of Culture. 2022;19(6):584-595. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-584-595

Просмотров: 279


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)