

Александр Черепнин в Китае: путешествие, изменившее судьбы китайской музыки
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-648-658
Реферат
Статья посвящена китайскому периоду творческого пути русского композитора-эмигранта А.Н. Черепнина (1899—1977). Пропаганда идей синтеза национальной музыки с современной западной композиторской техникой, осуществляемая Черепниным в Китае в 1934—1937 гг., имела огромное значение для развития китайской музыкальной культуры. В настоящей работе впервые уточнены многие подробности деятельности Черепнина в Восточной Азии. Приводится точная хронология всех его четырех поездок в Китай. Сделан обзор творческих, педагогических и просветительских достижений, а также семейных обстоятельств, связанных с каждой из этих поездок. Особо выделены: организованный по инициативе Черепнина первый в истории Китая конкурс композиторов; основание издательства, пропагандирующего сочинения китайских авторов; концертно-просветительская и педагогическая работа в Шанхае и Пекине. Делается обзор причин того, что композитор направился в Китай и задержался в этой стране на долгое время. Помимо совершения концертного турне, общего интереса к китайской культуре и любовного увлечения будущей женой (как это отмечается в предшествующих исследованиях), большое влияние на длительность путешествия оказали семейные проблемы, связанные с падчерицей композитора. Приведены биографические сведения о родственниках Черепнина, сыгравших важную роль во время пребывания в Китае: Луизин Уикс, его первой жене; Ли Сянмин (Мин Черепнин), второй жене; Камилле Хорват (Бенуа), тете Александра Николаевича. Рассказывается об истории создания произведений, написанных Черепниным в Китае. На основании проведенного исследования обозначены характеристики черт личности А.Н. Черепнина, которые обусловили столь впечатляющий результат его музыкально-просветительской деятельности в Китае.
Об авторах
Сергей Абрамович АйзенштадтРоссия
кафедра фортепиано,
профессор
Петра Великого ул., д. 3а, Владивосток, 690091, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0002-0921-3972; SPIN 9766-0372
Луяо Цзя
Россия
аспирант
Реки Мойки наб., д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
ORCID 0000-0001-9615-356X
Список литературы
1. He Yīlin. Qian tan e yì zuoqu jia Qí Er Pin zhong ri yinyue huodong de gongxian ji yingxifng. Yinyut shtng. 2021.03 [Краткое обсуждение вклада и влияния русского композитора Черепнина на китайскую и японскую музыкальную культуру // Музыкальная жизнь. 2021. № 3]1. URL: https://www.fx361.cc/page/2021/0315/7769390.shtml (дата обращения: 16.11.2022).
2. Корабельникова Л.З. Александр Черепнин: долгое странствие. Москва : Языки русской культуры, 1999. 288 с.
3. Айзенштадт С.А. Фортепианные концерты Александра Черепнина. Черты стиля : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 1994. 165 с.
4. Рубан Н.Л. Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры : дис. ... канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2017. 197 с.
5. Цюй Ва. Китайское фортепианное искусство в зеркале творческого пути А.Н. Черепнина (к юбилею русского композитора-пианиста) // Искусствознание: теория, история, практика. 2019. № 3 (26). С. 13—17.
6. Ramey P. Alexander Tcherepnin (1899—1977). URL: http://www.tcherepnin.com/alex/bio_alex.htm (дата обращения: 16.11.2022).
7. Reich W. Alexander Tcherepnin. Bonn : M.P. Belaieff, 1970. 68 p.
8. Hattori K. «Cherepunin korekushon». Shoshu hujin piano sakuhin kenkyu to shiryo hihan. Hakushironbun. Kunitachiongakudaigaku daigakuin ongaku kenkyu-ka hakushikokikatei [«Коллекция Черепнина». Собрание японских фортепианных произведений и его изучение : докт. дис. Музыкальный университет Кунитачи, Высшая школа музыки, 2014. 292 с.].
9. Cai Liangyu, Liang Maochun. Cong wei ke sI Uijji kan Qi Er Pǐn zai zhongguo – jinian Qí Er Pin dansheng 120 zhounian. Yīnyuè yishu. 2020 Nian di 3 qi. Ye 68—79 [Из «Дневника» Уикс. Черепнин в Китае — в ознаменование 120-летия со дня рождения Черепнина // Музыкальное искусство. 2020. № 3. С. 68—79].
10. Вэй Яньгэ. Новая музыка Китая 20—40-х годов. Москва : Наука, 1993. С. 143—173.
11. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. Санкт-Петербург : Композитор, 2014. 336 с.
12. Интервью с П.А. Черепниным. «Под сенью моей жизни» // Новый журнал. 2008. № 253. URL: https://magazines.gorky.media/nj/2008/253/intervyu-s-p-a-cherepninym-pod-senyu-moej-zhizni.html (дата обращения: 16.11.2022).
13. Прокофьев С.С. Дневник. Ч. 2 : 1919—1933. Paris : sprkfv, 2002. 891 с.
14. Woodham R. Wereholme (Also Known as the Scully Estate or Harold Weekes Estate) // Clio: Your Guide to History. May 16, 2021. URL: https://www.theclio.com/entry/134533 (дата обращения: 16.11.2022).
15. Kreader B. Zhongguo guoqu he xianzai de gangqin jiaoxue – fang gangqin jia Lǐ Xianmin. Fang gangqin jia Li Xianmin. Yinyue yishu 1984. Nian dì 4 qi. Ye 68—79 [Преподавание фортепиано в Китае в прошлом и настоящем : Интервью с пианисткой Ли Сянмин // Музыкальное искусство. 1984. № 4. С. 68—79].
16. Qian Renping, Zhang Xiong. Li Xianmin zai guoli yin zhuan. Shanghai yinyue xueyuan chuban she. 04.07.2018 [Учеба Ли Сянмин в Национальной консерватории // Шанхайская музыкальная консерватория. 2018-07-04]. URL: https://www.xuehua.us/a/5ebb5eda86ec4d140fe91c93?lang=zh-cn (дата обращения: 16.11.2022).
17. Русские в Китае / под общ. ред. А.А. Хисамутдинова. Шанхай : Изд. Координационного совета соотечественников в Китае и Русского клуба в Шанхае, 2010. 447 с.
18. Qian Enping, Zhang Xiong. Qí Er Pin liu xia de zhengui ziliao. Shanghai yinyue xueyuan chuban she 2018-02-12 [Драгоценные материалы, оставленные Черепниным // Шанхайская музыкальная консерватория. 12.02.2018]. URL: https://www.sohu.com/a/222386387_304932 (дата обращения: 16.11.2022).
19. Wuellner G.S. A Chinese Mikrokosmos // College Music Symposium. 1 October 1985. URL: https://symposium.music.org/index.php/25/item/1993-a-chinese-mikrokosmos (дата обращения: 16.11.2022).
20. Tcherepnine A. Music in Modern China // The Musical Quarterly, 1935. Vol. 21, № 4. P. 391—400.
21. He Lüting. Huainian Qi Er Pin xiansheng, yinyue yishu. 1982. Nian di 3 qi. Ye 4–6. [Памяти Ци Эрпина // Музыка и искусство. 1982. № 3. С. 4—6].
22. Qian Renping, Zhang Xiong. Guoli yin zhuan xuesheng de “Qiandao hong deng”. Shanghai yinyue xueyuan chuban she. 2018-02-09 [«Путеводная звезда» для студентов Национальной консерватории // Шанхайская музыкальная консерватория 09.02.2018]. URL: https://www-sohu-com.translate.goog/a/221827106_304932?_x_tr_sch=http&_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=op,sc (дата обращения: 16.11.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Айзенштадт С.А., Цзя Л. Александр Черепнин в Китае: путешествие, изменившее судьбы китайской музыки. Обсерватория культуры. 2022;19(6):648-658. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-648-658
For citation:
Aizenshtadt S.A., Czja L. Alexander Tcherepnin in China: Chronicle of the Journey That Showed the Way to Chinese Musicians. Observatory of Culture. 2022;19(6):648-658. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-648-658