Эстетика кинематографа в визуализации музыкальных клипов
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-258-265
Реферат
Актуальность темы состоит в анализе формирования музыкального контента клипов, созданных с привлечением в их текст сюжетов кинематографических произведений, и влияния ролика на восприятие зрителя; в исследовании развития изобразительных средств, привлеченных к текстовым факторам ролика. Цель настоящей работы заключается в изучении влияния сюжетного замысла сценических особенностей кинематографического произведения на визуальный и музыкальный ряды клипа, связанных с ассоциативным восприятием зрителя. Новизна — впервые исследовано влияние эстетико-пластических и подвижнических идей кинематографа на формирование медиавербальных текстов музыкальных клипов. Задача — исследовать возможности и результативность использования в музыкальных клипах приемов кинематографа и их воздействия на восприятие зрителем музыкального произведения. Методология исследовательской работы базируется на описательном, индуктивном и иконологическом методах. Изучены возможности использования пластических средств кинематографа в построении образности, музыкальных клипов и их восприятия зрителем. Рассмотрена возможность определения жанровой характеристики клипа, снятого на основе сюжетной линии кинематографического произведения. Высокая степень невербальности текстов музыкальных клипов, включающих сюжетные линии кинематографических произведений, дает возможность зрителю ощутить колорит художественных возможностей, дополненных миром классических кинематографических произведений. В этом заключается уникальный потенциал музыкальных клипов, в их контексте используются эстетические константы кинематографических произведений, возможности визуализации изобразительных средств которых не ограничены.
Ключевые слова
Об авторе
Елена Александровна МухортиковаРоссия
киновед
Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия
ORCID 0000-0002-5362-017X; SPIN 6853-1894
Список литературы
1. Шарифуллин С.Б. Музыкальный клип как вербально-иконический текст: проблемы описания // Siberia Lingua : научный журнал / гл. ред. проф. О.В. Фельде. Красноярск : Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, 2010. № 1. С. 153—160.
2. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста : автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 1997. 24 с.
3. Лиштван М.А. О взаимодействии составляющих гетерогенного текста по специальности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2007. № 9. С. 172—177.
4. Громова Ю.М. Музыкальный видеоклип как поликодовый текст // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 2. С. 188—192.
5. Утилова Н.И. Монтаж : учебное пособие для студентов вузов. Москва : Аспект Пресс, 2004. 167 с.
6. Егорова Т.К. Музыка советского фильма: историческое исследование : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Гос. ин-т искусствознания. Москва, 1998. 39 с.
7. Познин В.Ф. Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты. Санкт-Петербург : Петрополис, 2021. 389 с.
8. Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 13—25.
9. Кувшинова М.Ю. Кино как визуальный код. Санкт-Петербург : Мастерская «Сеанс», 2014. 319 с.
10. Ефимова Н.Н. Звук в эфире : [учебное пособие]. Москва : Академия медиаиндустрии, 2015. 146 с.
11. Демещенко В.В. Взаимодействие звука и изображения в современном кинематографическом пространстве // European Journal of Arts. 2016. № 3. С. 9—14.
12. Redner G. Deleuze and Film Music: Building a Methodological Bridge between Film Theory and Music. Bristol ; Chicago : Intellect, 2011. 194 p.
13. Gaddampalli A., Zhu Q. Characterization of common videos with statistical features extracted from frame transition profiles // 2017 IEEE Symposium Series on Computational Intelligence (SSCI). Honolulu, HI, USA. 2017. P. 1—7. DOI: 10.1109/SSCI.2017.8285277.
14. Евстифеева Е.А., Цуркан Д.А. Философско-антропологический анализ клипового сознания молодежи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 3. С. 129—133.
15. Советкина Э.В. Эстетика музыкальных видеоклипов. Москва : Триада Лтд, 2005. 90 с.
16. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. Москва : Проспект, 2018. 254 с.
17. Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и функциональные особенности : автореф. дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова Москва, 2009. 24 с.
18. Ганиева Э.Р. Кино и телевидение как один из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). С. 59—61. URL: https://moluch.ru/archive/155/43912/ (дата обращения: 10.04.2024).
19. Романов Н.А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3 (25). С. 97—106.
20. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 319 с.
21. Березовчук Л.Н. Закадровая музыка в киноповествовании: «план дискурса» или носитель режиссерской концепции фильма? // Искусство звука и света : материалы Второй Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Российский институт истории искусств, 2021. С. 146—149.
Рецензия
Для цитирования:
Мухортикова Е.А. Эстетика кинематографа в визуализации музыкальных клипов. Обсерватория культуры. 2024;21(3):258-265. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-258-265
For citation:
Mukhortikova E.A. Aesthetics of Cinematography in Visualization of Music Videos. Observatory of Culture. 2024;21(3):258-265. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-258-265