

Влияние творчества Уолта Диснея на советскую мультипликацию
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-552-559
Реферат
В середине 1930-х гг. экраны всего мира завоевывают персонажи мультфильмов Уолта Диснея. Не обошло это увлечение и Советский Союз. Несмотря на то что советская мультипликация сделала свои первые шаги в середине 1920-х гг. и к моменту увлечения Диснеем уже насчитывала несколько успешных фильмов (например, «Каток», «Почта», «Блэк энд уайт»), отечественные мультипликаторы попадают под «гипноз Диснея». Это приводит к активному заимствованию диснеевских методов, подражанию исполнительской манере, копированию персонажей. На только что созданной студии «Союзмультфильм» с одобрения высокого кинематографического начальства начинается работа по созданию «своего советского Микки Мауса». За основу мультпроизводства принимают поточный метод — конвейер, позволяющий, благодаря использованию целлулоидных листов вместо бумаги, ускорить производство мультфильмов. Такой способ создания мультипликационных картин разделяет художников на сторонников и противников диснеевских методов. Некоторые из противников уходят из профессии, посчитав, что конвейерный метод превратит искусство мультипликации в ремесло.
Однако даже бескомпромиссные сторонники диснеевской анимации довольно быстро осознают, что прямое копирование лент великого мастера ведет отечественную мультипликацию в тупик, поскольку становится очевидным, что трюки, приемы и образы Диснея невозможно приспособить к традиционным сюжетам: народным сказкам, басням. К тому же во второй половине 1930-х гг. в СССР происходит смена культурной политики. Все это приводит к борьбе с диснеевщиной и поискам собственного уникального стиля советской мультипликации.
В статье анализируются воспоминания художников-мультипликаторов Н.П. Ходатаева, И.П. Иванова-Вано, А.В. Иванова, Ф.С. Хитрука и др., их восприятие творчества Диснея, отношение к заимствованию творческих методов мастера, а также опыт создания собственных произведений с использованием диснеевских технологий.
Об авторе
Людмила Юрьевна ЧашкинаРоссия
факультет иностранных языков и регионоведения, кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур,
преподаватель
Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119991, Россия
ORCID 0000-0002-9535-7699; SPIN 2130-4612
Список литературы
1. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. Москва : Искусство, 1980. 239 с.
2. Гарин В. Новые работы Мультфильма // Искусство кино. 1939. № 5. С. 34—36.
3. Каменогорский А. На ложном пути // Искусство кино. 1938. № 4—5. С. 57—65.
4. Карпов А., Кравченко Ф. Графическая мультипликация и ее недостатки // Искусство кино. 1940. № 6. С. 54—59.
5. Эйзенштейн С. Заметки об искусстве Уолта Диснея // Киноведческие записки. 2001. № 52. С. 98—114.
6. Херсонский Х. Прием повторы в приключениях Мики-Маус // Советское кино. 1934. № 8. С. 70—77.
7. Хитрук Ф.С. Профессия — аниматор : в 2 т. Москва : Гаятри, 2007. Т. 1. 304 с.
8. Johnston O., Thomas F. The Illusion of Life: Disney Animation. Disney Editions, 1995. 576 p.
9. Thomas B. Walt Disney: The Art of Animation. 1958. 188 p.
10. Groening M. The Simpsons Handbook: Secret Tips from the Pros. Harper Design, 2007. 128 p.
11. Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме. Москва : ВГИК, 2005. 128 с.
12. Херсонский Х. Лекция о мультипликации // Киноведческие записки. 2001. № 52. С. 145—170.
13. Асенин С.В. Уолт Дисней : Тайны рисованного киномира. Москва : Искусство, 1995. 312 с.
14. Цехановский М. От «Мурзилки» к большому искусству // Советское кино. 1934. № 10. С. 20—27.
15. Ходатаев Н. О художественной мультипликации // Пролетарское кино. 1932. № 11/12. С. 44—49.
16. Вано И. Графическая мультипликация // Мультипликационный фильм : Статьи: Н. Ходатаева, И. Вано, А. Птушко, С. Богуславского / вступ. статья Г. Рошаль. Москва : Кинофотоиздат, 1936. С. 100—198.
17. Ходатаев Н.П. Предисловие // Л. Кремер. Производство звуковых рисованных фильмов в американских мастерских. Москва : Гизлегпром. 1934. С. 3—7.
18. Ли М., Мёльснесс Л. Женское лицо советской и российской анимации / пер. с англ. А. Фоменко. Санкт-Петербург : Библиороссика, 2023. 276 с.
19. Капков С. Русский Дисней : интервью с Ольгой Гайдук-Дёжкиной // Борис Дёжкин. Страницы биографии / авт.-сост. Н. Авдеева [и др.]. Белгород : Константа, 2019. С. 44—48.
20. Ходатаев Н. Пути мультфильма // Советское кино. 1935. № 4. С. 46—48.
21. Ходатаев Н. Художники в мультипликации // Советское кино. 1934. № 10. С. 28—34.
22. Ходатаев Н. «Придя из неизвестности, я ухожу в неизвестность...» / публ. предисл. и коммент. И. Марголиной // Киноведческие записки. 2001. № 52. С. 186—190.
23. Молтин Л. О мышах и магии. История американского рисованного фильма. Москва : Издательство Дединского. 2018. 640 с.
24. Гинзбург С.С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. Москва : Искусство. 1957. 286 с.
25. Малянтович К. Как боролись с космополитами на Союзмультфильме (рассказ-воспоминание) // Киноведческие записки. 2001. № 52. С. 191—205.
26. Иванов-Вано И.П. Рисованный фильм. Москва : Госкиноиздат. 1950. 87 с.
27. Иванов А. Задачи советской мультипликации // Искусство кино. 1936. № 3. С. 45—46.
28. Иванов А. Рисованный фильм // Искусство кино. 1940. № 1. С. 77—78.
29. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения : в 6 т. Москва : Искусство, 1964. Т. 2. 567 с.
30. Бородин Г.Н. Государство и анимация (1926—1962). Москва : Союзмультфильм, 2022. 424 с.
31. Cowen E. Animation Behind the Iron Curtain : A Guide to Animated Films from Russia and Eastern Bloc Countries During the Cold War Era. New Barnet, Hertfordshire : John Libbey Publishing, 2020. 212 р.
- С начала 1930-х годов мир очарован анимационными лентами Уолта Диснея. Мультипликаторы стремятся разгадать секрет привлекательности его фильмов и персонажей.
- В середине 1930-х годов создается студия «Союзмультфильм», и первые мультфильмы, созданные на этой студии, манерой исполнения напоминают диснеевские.
- Диснеевский стиль и методы находят как поклонников, так и противников среди советских мультипликаторов.
- Со сменой культурной политики в Советском Союзе меняется и отношение к творчеству Диснея. Начинается борьба с «диснеевщиной» и поиски собственного стиля.
Рецензия
Для цитирования:
Чашкина Л.Ю. Влияние творчества Уолта Диснея на советскую мультипликацию. Обсерватория культуры. 2024;21(5):552-559. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-552-559
For citation:
Chashkina L.Yu. Influence of Walt Disney’s Work on Soviet Cartoons. Observatory of Culture. 2024;21(5):552-559. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-552-559