«Формула воды» в иконографии пейзажной живописи средневекового Китая
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-550-559
Реферат
Тему воды и моря в традиционной китайской живописи связывают с последними десятилетиями развития художественной жизни страны, в частности с живописью на тему моря и океана. Цель исследования — определение особенностей воплощения образа морской стихии в китайской живописи средних веков как основы развития жанра марины в современном искусстве. В работах мастеров периодов династий Сун (960—1279), Юань (1271—1368) и Мин (1368—1644) можно заметить повторение и интерпретацию тех «формул», которыми пользовались живописцы в средневековом Китае. Такие «формулы» — это устоявшиеся способы изображения пером и тушью водной поверхности, сформировавшиеся в период правления династии Сун и развивавшиеся в эпоху Юань и эпоху Мин вплоть до XVII века. Особый акцент делается на систематизации схем воплощения моря в разных состояниях в работе Ма Юаня, их источниках, а также на том, как они воплощались и трансформировались живописцами в последующие периоды. Использование схем изображения воды позволяло достичь эффекта динамичности. Обусловлено это было в том числе спецификой художественных инструментов и материалов, которыми пользовались мастера, имевшие в своем арсенале скупые художественные средства. Художники стремились для каждой темы придумать и сформировать свой метод исполнения. Статья имеет теоретическую и практическую ценность. Она дополняет историю развития пейзажной живописи Древнего Китая анализом зарождения и становления ранее мало изученного мотива, который в пространстве китайской живописи XX—XXI вв. занял прочные позиции.
Об авторах
Юе ЛиРоссия
Школа искусств и гуманитарных наук,
аспирант
Аякс п., д. 10, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия
ORCID 0009-0002-0744-2613
Галина Васильевна Алексеева
Россия
Школа искусств и гуманитарных наук,
профессор
Аякс п., д. 10, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0001-6733-9429; SPIN 2263-0610
Список литературы
1. Ли Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия : сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции / под науч. ред. С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. Вып. 7. С. 154—158.
2. Ян И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии арктического региона: опыт и перспективы развития : материалы II Международного форума / отв. ред. Е.Ю. Терещенко. Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2019. С. 202—206.
3. Ли М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия : сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции / под науч. ред. С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. Вып. 7. С. 140—144.
4. Гультяева Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 1. С. 32—43. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43.
5. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1962. 102 с.
6. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. Москва : Наука, 1975. 280 с.
7. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. Москва : Наталис, 1997. 368 с.
8. Осенмук В.В. Чань — буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII—XIII века) в Китае. Москва : Смысл, 2001. 384 с.
9. Ковалевский Я.В. Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая X—XIV вв. : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Барнаул, 2009. 22 с.
10. Cahill J. Chinese Painting. Geneva : Skira, 1960. 213 р.
11. Пэн П. Почему в китайских традиционных пейзажах море редко изображается, а если и есть, то в виде нескольких штрихов? URL: https://www.zhihu.com/question/22122253 (дата обращения: 18.09.2023). (Кит. яз.).
12. Пан Ф. О распространении западной живописи на восток и новаторстве китайской живописи // Журнал Сямэньского университета : издание философии и социальных наук. 1999. № 2. С. 120—124. (Кит. яз.).
13. Chiang Y. The Chinese Eye: An Interpretation of Chinese Painting. London : Methuen & Со, 1960. 239 р.
14. Яо Ц. Комментарии Цзун Бина в «Предисловии к живописи пейзажей» // Мир каллиграфии и живописи. 2019. № 4. С. 13—15. (Кит. яз.)
15. Цзун Бин. Предуведомление к изображению гор и вод / пер. В.В. Малявина // Антология даосской философии / сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский ; отв. ред. Н.Л. Сухачев. Москва : Клышников-Комаров и Ко, 1994. С. 331—342.
16. Ван Л. Исторические материалы и связанные исследования периода становления пейзажной живописи : дис. … магистра искусства. Педагогический университет Гуанси, 2012. 102 с. (Кит. яз.).
17. Цзян Д. Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX — начала XXI в. : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2018. 135 с.
18. Белозерова В.Г. Пространственные построения в китайском изобразительном искусстве от Хань до Тан // Общество и государство в Китае : XLII научная конференция (26—28 марта 2012 г.) / Институт востоковедения РАН. Москва, 2012. Т. 2. С. 373—379.
19. Ян И. Морской пейзаж и эволюция его эстетики // Университетский научный журнал (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение). 2018. № 40. С. 187—193. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2018.40.187.193.
20. Ван Б. История китайской живописи. Шанхай : Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 1983. 231 с. (Кит. яз.).
21. Чэнь Ч. Исследование эстетики китайской живописи. Пекин, 2019. 247 с. (Кит. яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Ли Ю., Алексеева Г.В. «Формула воды» в иконографии пейзажной живописи средневекового Китая. Обсерватория культуры. 2023;20(5):550-559. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-550-559
For citation:
Li Yu., Alekseeva G.V. “Formula of Water” in the Iconography of Landscape Painting in Medieval China. Observatory of Culture. 2023;20(5):550-559. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-550-559