Особенности процессов синтезирования в музыкально-театральном творчестве Александра Бакши
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187
Реферат
Вопросы синтеза искусств, которые были глубоко осмыслены теоретиками в ХХ в., с новой актуальностью встают перед исследователями ХХI века. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. В настоящее время обозначились новые грани взаимодействия искусств, демонстрирующие усиление процессов внутренней и внешней интеграции, мышления вширь и вглубь, с привлечением явлений нехудожественной сферы. Установлено, что характер синтезирующих процессов в искусстве зависит от способов художественного мышления, изменяющихся на протяжении истории культуры.
Творчество композитора конца ХХ — начала ХХI в. Александра Бакши, работающего в русле экспериментальной направленности, закономерно вырастает как отражение сложных синтетических процессов, развивающихся в точках соприкосновения музыки с театром, литературой, скульптурой, новыми формами акционизма. В композициях А. Бакши можно выделить три модели, основанные на синтезе искусств в русле специфики и особенностей инструментального театра: инструментальные сцены драматического характера, модель театра звука, модель ритуала и мистерии. Характер и способы синтезирования претворяются в каждой модели на основе диалектических межвидовых связей. Наиболее яркие музыкально-театральные проекты дают представление об эволюции его мышления в области многообразных приемов комбинаторики и трансформаций музыкально-звукового материала. Делается вывод о том, что синтез — определяющая специфика творчества А. Бакши, позволяющая создавать высокохудожественные, яркие, оригинальные произведения. Экспериментирование, развивающееся по пути синтезирования, существенно расширяет возможности музыки.
Об авторе
Ольга Анатольевна ПутечеваРоссия
кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
доцент
Буденного ул., д. 198, Краснодар, 350015, Россия
кандидат искусствоведения, доцент
ORCID 0000-0003-2812-8981; SPIN 6717-4294
Список литературы
1. Флоренский П.А. Сочинения : в 4 т. Москва : Мысль, 1996. Т. 2. 877 с.
2. Иоффе И.И. Избранное. Ч. 1: Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Москва: Говорящая книга, 2010. 655 с.
3. Каган М.С. Морфология искусства : историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Части I, II, III. Ленинград : Искусство, 1972. 440 с.
4. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств / ред. Д.Д. Благой. Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1978. С. 5—20.
5. Конен В. Театр и музыка. Москва : Советский композитор, 1975. 320 с.
6. Сабинина М.Д. Шостакович-симфонист : драматургия, эстетика, стиль. Москва : Музыка, 1976. 477 с.
7. Полозов С. Информационный ракурс проблем синтеза искусств в современной музыкальной культуре // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре / ред. А.В. Крылова. Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2016. С. 31—41.
8. Бонфельд М.Ш., Волкова П.С., Казанцева Л.П., Шаховский В.И. Музыка начинается там, где кончается слово : книга для учителя / под общ. ред. Л.П. Казанцевой. Астрахань ; Москва : Консерватория, 1995. 458 с.
9. Путечева О.А. Смыслообразующие функции пространственной координаты культуры в философской концепции М. Фуко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, № 1. С. 43—47. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-43-47.
10. Крылова А.В. О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2020. Т. 10, № 2. С. 230—247. DOI: 10.21638/spbu15.2020.203.
11. Петров В.О. Камерный инструментальный спектакль: к вопросу о соотношении драматургических пластов // Музыка: искусство, наука, практика : научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. 2014. № 4 (8). С. 16—26.
12. Элькан О.Б. Роман Г. Гессе «Игра в бисер» как музыкально-литературный ребус // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 28. С. 68—82. DOI: 10.17223/22220836/28/7.
13. Курышева Т.А. Театральность и музыка. Москва : Советский композитор, 1984. 201 с.
14. Грибанова Л.М. Музыкакак синергия и неклассическая модель человека // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 1. С. 4—15. DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15.
15. Сиднева Т.Б. Диалектика границы как ключевой фактор понимания музыки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 4 (33). С. 15—20. DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14002.
16. Спивак Р.С. Дооктябрьская лирика В.В. Маяковского: Социально-философская проблематика. Поэтика : учебное пособие по спецкурсу. Пермь : Издательство Пермского госуниверситета, 1980. 127 с.
17. Овсянкина Г.П. Смысловое значение интертекстуальных перекличек в монодраме «Контрабас» Григория Корчмара // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. 3 с. URL: https://archive.dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-filosofiya-istoriya-kultura/2016/4 (дата обращения: 18.02.2024).
18. Медушевскаий В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва : Музыка, 1996. 254 с.
19. Холопова В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50—80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза : сборник трудов / Российская академия музыкиим. Гнесиных ; Ростовская консерватория. Москва, 1994. Вып. 132. С. 46—69.
20. [Бакши А.] Партитуры двух спектаклей: сценарий с нотами для инструментального ансамбля / реж. В. Фокин ; авт. записи партитуры спектаклей Л. Бакши ; общ. ред. и вступ. ст. В. Семеновского. Москва : Творческий центр им. Вс. Мейерхольда, 1999. 144 с.
21. Торопова А.В. Феномен музыкального сознания как орудие структурирования внутренней реальности личности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 97—112.
22. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века. Рос-тов-на-Дону : Издательство СКНЦ ВШ АПСН, 2004. 403 с.
23. Алеева С. Мистерия в современном музыкальном театре // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре / ред. А.В. Крылова. Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2016. С. 143—156.
Рецензия
Для цитирования:
Путечева О.А. Особенности процессов синтезирования в музыкально-театральном творчестве Александра Бакши. Обсерватория культуры. 2024;21(2):177-187. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187
For citation:
Putecheva O.A. Peculiarities of Synthesizing Processes in the Musical and Theatrical Creativity of Alexander Bakshi. Observatory of Culture. 2024;21(2):177-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187