Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Особенности процессов синтезирования в музыкально-театральном творчестве Александра Бакши

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187

Реферат

Вопросы синтеза искусств, которые были глубоко осмыслены теоретиками в ХХ в., с новой актуальностью встают перед исследователями ХХI века. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. В настоящее время обозначились новые грани взаимодействия искусств, демонстрирующие усиление процессов внутренней и внешней интеграции, мышления вширь и вглубь, с привлечением явлений нехудожественной сферы. Установлено, что характер синтезирующих процессов в искусстве зависит от способов художественного мышления, изменяющихся на протяжении истории культуры.

Творчество композитора конца ХХ — начала ХХI в. Александра Бакши, работающего в русле экспериментальной направленности, закономерно вырастает как отражение сложных синтетических процессов, развивающихся в точках соприкосновения музыки с театром, литературой, скульптурой, новыми формами акционизма. В композициях А. Бакши можно выделить три модели, основанные на синтезе искусств в русле специфики и особенностей инструментального театра: инструментальные сцены драматического характера, модель театра звука, модель ритуала и мистерии. Характер и способы синтезирования претворяются в каждой модели на основе диалектических межвидовых связей. Наиболее яркие музыкально-театральные проекты дают представление об эволюции его мышления в области многообразных приемов комбинаторики и трансформаций музыкально-звукового материала. Делается вывод о том, что синтез — определяющая специфика творчества А. Бакши, позволяющая создавать высокохудожественные, яркие, оригинальные произведения. Экспериментирование, развивающееся по пути синтезирования, существенно расширяет возможности музыки.

Об авторе

Ольга Анатольевна Путечева
Кубанский медицинский институт
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
доцент

Буденного ул., д. 198, Краснодар, 350015, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-2812-8981; SPIN 6717-4294



Список литературы

1. Флоренский П.А. Сочинения : в 4 т. Москва : Мысль, 1996. Т. 2. 877 с.

2. Иоффе И.И. Избранное. Ч. 1: Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Москва: Говорящая книга, 2010. 655 с.

3. Каган М.С. Морфология искусства : историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Части I, II, III. Ленинград : Искусство, 1972. 440 с.

4. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств / ред. Д.Д. Благой. Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1978. С. 5—20.

5. Конен В. Театр и музыка. Москва : Советский композитор, 1975. 320 с.

6. Сабинина М.Д. Шостакович-симфонист : драматургия, эстетика, стиль. Москва : Музыка, 1976. 477 с.

7. Полозов С. Информационный ракурс проблем синтеза искусств в современной музыкальной культуре // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре / ред. А.В. Крылова. Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2016. С. 31—41.

8. Бонфельд М.Ш., Волкова П.С., Казанцева Л.П., Шаховский В.И. Музыка начинается там, где кончается слово : книга для учителя / под общ. ред. Л.П. Казанцевой. Астрахань ; Москва : Консерватория, 1995. 458 с.

9. Путечева О.А. Смыслообразующие функции пространственной координаты культуры в философской концепции М. Фуко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, № 1. С. 43—47. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-43-47.

10. Крылова А.В. О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2020. Т. 10, № 2. С. 230—247. DOI: 10.21638/spbu15.2020.203.

11. Петров В.О. Камерный инструментальный спектакль: к вопросу о соотношении драматургических пластов // Музыка: искусство, наука, практика : научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. 2014. № 4 (8). С. 16—26.

12. Элькан О.Б. Роман Г. Гессе «Игра в бисер» как музыкально-литературный ребус // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 28. С. 68—82. DOI: 10.17223/22220836/28/7.

13. Курышева Т.А. Театральность и музыка. Москва : Советский композитор, 1984. 201 с.

14. Грибанова Л.М. Музыкакак синергия и неклассическая модель человека // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 1. С. 4—15. DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15.

15. Сиднева Т.Б. Диалектика границы как ключевой фактор понимания музыки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 4 (33). С. 15—20. DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14002.

16. Спивак Р.С. Дооктябрьская лирика В.В. Маяковского: Социально-философская проблематика. Поэтика : учебное пособие по спецкурсу. Пермь : Издательство Пермского госуниверситета, 1980. 127 с.

17. Овсянкина Г.П. Смысловое значение интертекстуальных перекличек в монодраме «Контрабас» Григория Корчмара // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. 3 с. URL: https://archive.dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-filosofiya-istoriya-kultura/2016/4 (дата обращения: 18.02.2024).

18. Медушевскаий В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва : Музыка, 1996. 254 с.

19. Холопова В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50—80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза : сборник трудов / Российская академия музыкиим. Гнесиных ; Ростовская консерватория. Москва, 1994. Вып. 132. С. 46—69.

20. [Бакши А.] Партитуры двух спектаклей: сценарий с нотами для инструментального ансамбля / реж. В. Фокин ; авт. записи партитуры спектаклей Л. Бакши ; общ. ред. и вступ. ст. В. Семеновского. Москва : Творческий центр им. Вс. Мейерхольда, 1999. 144 с.

21. Торопова А.В. Феномен музыкального сознания как орудие структурирования внутренней реальности личности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 97—112.

22. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века. Рос-тов-на-Дону : Издательство СКНЦ ВШ АПСН, 2004. 403 с.

23. Алеева С. Мистерия в современном музыкальном театре // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре / ред. А.В. Крылова. Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2016. С. 143—156.


Рецензия

Для цитирования:


Путечева О.А. Особенности процессов синтезирования в музыкально-театральном творчестве Александра Бакши. Обсерватория культуры. 2024;21(2):177-187. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187

For citation:


Putecheva O.A. Peculiarities of Synthesizing Processes in the Musical and Theatrical Creativity of Alexander Bakshi. Observatory of Culture. 2024;21(2):177-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-177-187

Просмотров: 218


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)