Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Даниэль Баренбойм и Крис Маене: современные тенденции фортепианного исполнительства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-266-273

Реферат

Статья посвящена актуальной проблеме поиска вариантности исполнительских интерпретаций в исполнительском искусстве настоящего времени. Отмечены причины трансформации интерпретационных решений, появления «зеркальных» вариантов в условиях развития современных коммуникационных технологий. Понятие интерпретации музыкального текста представлено на основе типологизации Б.В. Асафьева, отражающей степень раскрытия художественной идеи в зависимости от творческой концепции исполнения, а также избранных принципов воспроизведения авторского текста. Вариантность интерпретационных подходов и их синтез обозначены в идеях Шарля Мюнша как дополнение к базовой системе Б.В. Асафьева. Зафиксирована определенная исчерпанность исполнительских ресурсов в основном комплексе музыкально-выразительных средств, в частности в сфере динамики и темпов. Это послужило импульсом к поиску новых решений, среди которых заслуживающими внимания являются разработки современного фортепианостроения. Резервом вариантности и одним из условий совершенствования исполнительского искусства стал поиск новых тембровых возможностей инструмента. С данным направлением связано творческое взаимодействие пианиста, дирижера и общественного деятеля Даниэля Баренбойма и фортепианного мастера Криса Маене. Среди тотального распространения электронных клавишных музыкальных инструментов и разработок в области цифрового звука в 2015 г. широкой публике был представлен новый акустический концертный рояль, выпускаемый под брендом Barenboim-Maene. Идея создания инструмента обусловлена запросом на обновление тембровых характеристик звучания музыкальных сочинений конца XVIII — начала XIX в. — основного концертного репертуара Д. Баренбойма. Появление рояля Barenboim-Maene находится в русле магистральных тенденций исполнительского искусства настоящего времени, в котором отчетливо прослеживаются два основных вектора: академического концертного исполнительства и исторически информированного исполнительства.

Об авторе

Иван Владимирович Калатай
Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

кафедра специального фортепиано,
преподаватель

Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия

ORCID 0009-0007-0596-9354; SPIN 5443-3685



Список литературы

1. Ямпольский И.М. Интерпретация // Музыкальная энциклопедия. Москва : Советская энциклопедия, 1974. Т. 2. С. 549—550.

2. Вартанов С.Я. Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2013. 64 с.

3. Мюнш Ш. Я — дирижер / [пер. с фр. Н.Н. Савинова]. Москва : Музыка, 1982. 46 с.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград : Музыка, 1971. 376 с.

5. Харуто А.В. Музыкальная информатика : теоретические основы : учебное пособие для музыкальных вузов РФ. Москва : Изд-во ЛКИ, 2009. 400 с.

6. Калатай И.В. Даниэль Баренбойм о сонате Бетховена, ор. 110: мастер-класс 2006 и 2021 гг. // Музыкознание : история и современность глазами молодых ученых : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции (11—12 окт. 2021 г.). Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2021. С. 71—79.

7. Губанов О.А. Симулякры в дигитальном бытии музыки. Семантико-синтаксический уровень симулякризации дигитальной музыки // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 31—37. DOI: 10.25281/2072-3156-2014-0-2-31-37.

8. Barenboim D., Said E.W., Guzelimia A. Parallels and paradoxes : explorations in music and society. New York : Pantheon Books, 2002. 191 p.

9. Калатай И.В. Педагогическая и общественная деятельность Д. Баренбойма: оркестр Западно-восточный диван // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика : сборник статей по материалам Международной научной конференции (17—18 мая 2022). Саратов : Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2022. С. 14—21.

10. Рояль имени Баренбойма // ClassicalMusicNews.ru : [сайт]. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/news/royal-imeni-barenboyma/ (дата обращения: 25.04.2024).

11. Калатай И.В., Недоспасова А.П. Аспекты взаимодействия солиста и оркестра в Концерте для фортепиано № 5 Л. ван Бетховена // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 62—71. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-62-71.

12. Сэмплер // Большая российская энциклопедия. Москва, 2016. Т. 31. С. 518.

13. Дьяконов Н.А. Рояли и пианино. Конструирование и производство : [учебник]. Москва : Лесная промышленность, 1966. 413 с.

14. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. 2 : Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. Москва : Композитор, 2007. 224 с.

15. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. 3 : Поэтика и стилистика. Москва : Композитор, 2007. 376 с.

16. Батт Д. Аутентичное исполнение // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. Москва : Практика, 2001. С. 59.


Рецензия

Для цитирования:


Калатай И.В. Даниэль Баренбойм и Крис Маене: современные тенденции фортепианного исполнительства. Обсерватория культуры. 2024;21(3):266-273. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-266-273

For citation:


Kalatai I.V. Daniel Barenboim and Chris Maene: Current Trends in Piano Performance. Observatory of Culture. 2024;21(3):266-273. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-266-273

Просмотров: 198


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)