Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Российская издательская система: от печатного самиздата к электронному самоизданию

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-238-245

Реферат

Распространение неофициальных, неформальных изданий сопровождает человечество со временен появления книжной культуры. Причиной этому могли быть как стремление обойти цензурные ограничения, так и отсутствие потребности в широкой аудитории или официальном статусе публикации. Для обозначения данного процесса и его результата используются такие термины, как «самодеятельное книгоиздание», «самиздат» и «самоиздание».

Самодеятельное издание, синонимичное непрофессиональному, может иметь своей целью как творческую реализацию автора, так и распространение важных для него произведений, представляющих художественную или идейную ценность. «Самиздат» — понятие, принадлежащее советскому периоду истории, явление «второй культуры», сосуществовавшее с культурой официальной на неофициальном, неподцензурном уровне. В современный период истории нашей страны самиздат сменился самоизданием. Его отличает меньшая идеологизированность и максимальная индивидуализация продукта. Авторы-самоиздатели печатают произведения небольшими тиражами, зачастую в единственном экземпляре. Мотивация авторов и тематика этих произведений максимально разнообразны. Следует отметить, что большинство произведений носит развлекательный характер. Активно растет электронное книгоиздание. Технологии позволяют копировать и генерировать текстовый и визуальный контент, предоставляя авторам возможность использования имеющихся шаблонов и продуктов автоматизированной работы программного обеспечения.

Благодаря развитию полиграфических технологий и распространению Интернета происходит сближение самоиздания с официальным книгоизданием. Если в советский период самиздат и официальное книгоиздание практически не пересекались, то сегодня ситуация изменилась. Крупные книжные сервисы, такие как «Литрес» и «Ридеро», ускоряют и упрощают процесс корректуры, верстки и дизайна изданий, а также дают возможность оформления ISBN. Таким образом, дистанция между официальным и неофициальным, неформальным книгоизданием сокращается.

Об авторе

Екатерина Петровна Касьянова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

кафедра медиалогии и литературы,
выпускница аспирантуры

Дворцовая наб., д. 2, Санкт-Петербург, 191186, Россия

ORCID 0000-0003-0272-8129; SPIN 9343-2620



Список литературы

1. Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата. URL: http://antology.igrunov.ru/a_daniel.html (дата обращения: 17.04.2024).

2. Марков А.В. Формирование философского канона в религиозно-идеалистическом самиздате // Философия : журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 6, № 1. С. 89—116. DOI: 10.17323/2587-8719-2022-1-89-116.

3. Жидченко А.В. Международная конференция по истории самиздата // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). С. 274—276. URL: http://elib.omsu.ru/issues/136/6424.php (дата обращения: 17.04.2024).

4. Холодилин М.В. История советского фантастического самиздата // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. № 2 (22). С. 240—260. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21505486_79328896.pdf (дата обращения: 17.04.2024).

5. Федулов А.Н. Литературно-художественный самиздат в СССР в 1970—1980-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4—5. C. 219—221. URL: https://web.archive.org/web/20220406095336/http://izvestia.asu.ru/2008/4-5/hist/TheNewsOfASU-2008-4-5-hist-44.pdf (дата обращения: 17.04.2024).

6. Никольская Т.К. Протестантский самиздат 1960-х — 1980-х годов в СССР // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 64—69. URL: http://vestnik-brgu.ru/wp-content/numbers/v2016_1.pdf (дата обращения: 17.04.2024).

7. Савенко Е.Н. Современные тенденции самоиздания // Библиосфера. 2019. № 2. С. 59—64. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64.

8. Лизунова И.В., Метельков А.С. Независимое книгоиздание: реалии современности, прогнозы на будущее // Библиосфера. 2017. № 1. С. 79—88. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-1-79-88.

9. Веретехин А.В. Социально-экономические аспекты самостоятельной издательской деятельности в современных условиях // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности : сборник научных статей. Симферополь, 2017. С. 137—140.

10. Клименко М.С. Современный самиздат: теория и практика функционирования // Дневник науки. 2017. № 11. URL: http://dnevniknauki.ru/index.php/number11/sociology-11-2017 (дата обращения: 17.04.2024).

11. Кривич Н.А., Чукуров А.Ю. Книжная культура: вызовы современности // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 110—114.

12. Савенко Е.Н. Современный самиздат как альтернативное медиапространство // Труды Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. 2011. № 2. С. 50—56.

13. Бугаев М.В. Графоманские издания в современной провинции: печать и интернет. Атрибут свободы или деформация книгоиздания? // Книжная культура на востоке России: от традиции к модернизации (60-е годы ХХ — начало ХХI века) : сборник научных трудов. Новосибирск, 2006. С. 73—77.

14. Мароши В.В. Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики // Библиосфера. 2012. № 3. С. 3—8.

15. Сафронова Е. Самиздат в реалиях нового времени // RELGA : научно-культурологический журнал. 2011. № 15. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3004&level1=main&level2=articles (дата обращения: 17.04.2024).

16. Почкай Е.П. Любительская журналистика как способ самореализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1 (55). С. 136—138. DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.020.

17. Розова Н.Ю. Книги в «промежуточной» обложке: покетбуки в ХХ—ХХI вв. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 220. С. 203—211.

18. Савенко Е.Н. Современный самиздат: определение понятия // Библиосфера. 2012. № 5. С. 98—100.

19. Manovich L. Models of Authorship in New Media // [http://manovich.net]. 2002. URL: http://manovich.net/index.php/projects/models-of-authorship-in-new-media (дата обращения: 17.04.2024).

20. Теплякова А.О. Цифровой DIY: эпоха симулированной креативности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 306—308. DOI: 10.17223/22220836/36/36.

21. Ленкова Т.А. Герменевтика как основа анализа креолизованного медиатекста // Litera. 2022. № 7. С. 60—69. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.7.38371.


Рецензия

Для цитирования:


Касьянова Е.П. Российская издательская система: от печатного самиздата к электронному самоизданию. Обсерватория культуры. 2024;21(3):238-245. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-238-245

For citation:


Kasyanova E.P. Russian Publishing System: From Printed Samizdat to Electronic Self-Publishing. Observatory of Culture. 2024;21(3):238-245. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-238-245

Просмотров: 264


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)