Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Чайная церемония в опере Тань Дуня «Чай — зеркало души»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-274-281

Реферат

Исследование творчества известного китайского композитора Тань Дуня (р. 1957), во многом определяющего облик современной китайской музыки, тесно связано с выявлением истоков национальной культуры, отражению которых композитор уделяет особое внимание. Среди них выделяется ритуально-обрядовая сторона, еще не ставшая предметом специального исследования. Ее изучение необходимо для более полной и адекватной интерпретации содержания произведений Тань Дуня. Опера «Чай», в другой редакции «Чай — зеркало души» (Tea: A Mirror of Soul, 2002), представляется показательной в плане раскрытия как внешней событийной стороны действия, так и обрядовой стороны чайной церемонии, выступающей как одна из существенных сторон китайской и японской культуры и определяющей важнейшие стороны музыкального языка и драматургии оперы. Судьба героев оперы тесно связана с обретением истинного «канона чая», что символизирует поиск истинного пути в жизни. Объединяя традиции разных культур, композитор избирает для своего сочинения жанр hall opera, основанный на синтезе древних театров Европы и Азии, а также современных мультимедийных технологиях. Основы данного синтеза составили западная опера, прежде всего итальянская, и традиционный театр Китая (пекинская опера) и Японии (театр кабуки). Все средства художественной выразительности: построение сценического пространства, костюмы и свет, движения актеров, вокальные техники с элементами пения традиционного театра, использование органических инструментов — создают неповторимую атмосферу действия. Чайная церемония становится «стержнем», вокруг которого развивается трагическая судьба принца Сейке и его возлюбленной — принцессы Лан. Чайная церемония является не только важным элементом национального колорита, но и связующим звеном всех элементов действия.

Об авторах

Жун Дин
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Россия

кафедра истории зарубежной музыки,
аспирантка

Большая Никитская ул., д. 13/6, Москва, 125009, Россия

ORCID 0000-0002-5745-2062



Виолетта Николаевна Юнусова
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Россия

кафедра истории зарубежной музыки,
профессор

Большая Никитская ул., д. 13/6, Москва, 125009, Россия

доктор искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0001-5526-6867; SPIN 2960-2814



Список литературы

1. Сунь Лу. Китайская народная опера: к проблеме становления и развития жанра : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2016. 30 с.

2. Чэнь Ин. Китайская опера XX — начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта : дисс. … канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2015. 174 с.

3. Чжу Линьцзи. Современная китайская камерная опера как отражение культуры постмодернизма. Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2021. 25 с.

4. Ван Цзинцзин. Исследование использования элементов оперы и поиска звукового смысла в опере Тань Дуня // Музыкальная композиция. 2018. № 5. С. 108—121. Кит. яз.

5. Синельникова О.В. Перформативность и ритуал в «Оркестровом театре» Тань Дуня // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 59. С. 146—154. DOI: 10.31773/2078-1768-2022-59-146-154.

6. Юнусова В.Н., Дин Жун. Современная китайская опера (конца XX — начала XXI века) и «Первый император» Тань Дуня // Журнал Общества теории музыки. 2021. № 1 (33). С. 23—34.

7. Дин Жун. Традиции китайского музыкального театра куньцюй в опере «Пионовая беседка» Тань Дуня // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 3. С. 137—145. DOI: 10.17674/2782-3601.2022.3.137-145.

8. Tan Dun. Tea: A Mirror of Soul. A Universal Music Company ; Deutsche Grammophon / trans. by Leo Alexander Imai. 2002. 25 p.

9. Nan Zhang. Neo-Orientalism in the Operas of Tan Dun : thesis … Master of Arts. Halifax, Nova Scotia : Dalhousie University, 2015. 99 p.

10. Цао Лина. Драматическая сцена в творчестве Сюй Ина // Новости китайской культуры. 2016. № 10. C. 38—40. Кит. яз.

11. Kors S. Tan Dun’s The First Emperor : DVD. [Disc annotation]. The Metropolitan Opera, 2007. P. 6—7.

12. Чэнь Сянбай. Китайская чайная культура. Тайюань : Шаньсийское народное издательство, 1998. 328 с. Кит. яз.

13. Ван Лин. Китайское искусство чаепития [пер. с англ. Л.А. Калашниковой]. Москва : Центрполиграф, 2003. 239 с.

14. Хуан Цзяньдун. Доу чай и поэзия Доу чая // Мир чая. 2006. № 12. С. 31—32. Кит. яз.

15. Хуан Юн. Искусство исполнения оперы о сборе чая // Национальное издательство литературы и искусства. 2018. № 10. С. 105—107. (Кит. яз.).

16. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Москва : Искусство, 1993. 464 с.

17. История Японии. В 2 т. Т. 1 : С древнейших времен до 1868 года / отв. ред. А.Е. Жуков. Москва : Институт востоковедения РАН, 1998. 659 с.

18. Какузо О. Его величество чай / [пер. с англ. Л.И. Здановича] Москва : РИПОЛ классик, 2009. 224 с.

19. Tan Dun on Tea in Conversation with Keiko Manabe (Chef Produсer at Suntory Hall) // Tan Dun. Tea: A Mirror of Soul : DVD. [Disc аnnotation]. Deutsche Grammophon, 2002. P. 9—12.

20. Чжу Яньвэнь. Анализ двух взглядов на происхождение чайных кистей // Пятый международный симпозиум по обмену чайной культурой. 2017. № 11. C. 60—64. Кит. яз.

21. Tan Dun. Tea : (Opera in 3 acts). New York : G. Schirmer, Inc., 2002. 241 p.

22. Тань Дунь: В поисках факторов, проникающих в будущее традиционной культуры // China News Network. 03.04.2021. URL: https://www.chinanews.com.cn/yl/2021/04-03/9447005.shtml (дата обращения: 19.05.2024). Кит. яз.

23. Дил У. Средние века и начало Нового времени / пер. с англ. А.М. Артюхова. Москва : Вече, 2011. 464 с.

24. Дубровская М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии : (на материале Но и Кабуки) // Япония: идеология, культура, литература / отв. ред. В.Н. Горегляд, В.С. Гривнин. Москва : Наука, 1989. С. 83—88.

25. Будаева Т.Б. Пекинская опера цзиньцзюй: музыка, актер и сцена китайского традиционного театра : монография. Москва : Нестор-История, 2019. 312 с.

26. Audi P. About Tea // Tan Dun. Tea: A Mirror of Soul : DVD. [Disc аnnotation]. Deutsche Grammophon, 2002. P. 8.


Рецензия

Для цитирования:


Дин Ж., Юнусова В.Н. Чайная церемония в опере Тань Дуня «Чай — зеркало души». Обсерватория культуры. 2024;21(3):274-281. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-274-281

For citation:


Din J., Yunusova V.N. Tea Ceremony in Tan Dun’s Opera “Tea: A Mirror of Soul”. Observatory of Culture. 2024;21(3):274-281. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-3-274-281

Просмотров: 283


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)