Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Пространственные фантазии в современном российском кино

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501

Реферат

Фантастические киномиры дают зрителю новый опыт понимания и проживания пространства — совмещения разных локаций, установления и преодоления границ, переходов в захватывающую иную реальность. В статье рассматриваются пространственные паттерны, создающие арены действия героев в российских фильмах и сериалах фантастически-мистического содержания, снятых в 2020-е годы. Аналитика миростроительства в фантастике связана с философскими идеями о возможных мирах и наиболее представлена обсуждением фантастической литературы, тогда как кинофантастика и изображаемые в ней пространства ждут исследовательского внимания. Авторы разбирают пространственные паттерны в фантастическом кино как отражение актуальных социальных конфликтов/разделений и солидарностей/сближений; размышляют, каким образом в пространственных конфигурациях кодируется беспрецедентное посредничество современных технологий и нормализуются футуристические пространственные практики. В центре внимания — повторяющиеся из фильма в фильм акценты на проницаемости, гибридности и туннелированности пространства, на фантасмагории неотпускающих мест. Российский кинематограф откликается на онтологическую философскую повестку, визуализируя проницаемость границ и соприсутствие человека и других существ. Анализ показывает, что значительную сюжетную нагрузку несут порталы и дороги, связывающие сон и явь, советскую и современную Москву, кибердеревню на Марсе и другие планеты Солнечной системы. Движение героев в экстраординарном пространстве воспроизводит архетипическое испытание дорогой и дает возможность обсудить социальные и мировоззренческие вопросы, актуальные для российского настоящего. Особое внимание уделяется паттерну неотпускающего пространства, концентрирующего боязнь замкнутости, характерной для сложившейся культуры мобильности. Фантастика в кино погружает зрителей в миры, населенные необычными существами, заполненные артефактами, инфраструктурой, часто через сюжетное напряжение, пугающие намеки, визуальные эффекты привлекает внимание к значимым проблемам и вызовам, включая в дискуссию об образах будущего.

Об авторах

Ольга Вячеславовна Сергеева
Санкт-Петербургский государственный университет;Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Санкт-Петербургский государственный университет,
факультет социологии, кафедра социологии культуры и коммуникации,
доцент
Смольного ул., д. 1/3, Санкт-Петербург, 191124, Россия

Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,
сектор социоурбанистики,
ведущий научный сотрудник
7-я Красноармейская ул., д. 25/14, Санкт-Петербург, 190005, Россия

доктор социологических наук, доцент

ORCID 0000-0002-8093-609X; SPIN 6393-1565



Надежда Андреевна Мизиряк
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

факультет социологии, кафедра социологии культуры и коммуникации,
ассистент

Смольного ул., д. 1/3, Санкт-Петербург, 191124, Россия

кандидат социологических наук

ORCID 0000-0002-7809-3409; SPIN 8118-5048



Список литературы

1. Лефевр А. Производство пространства. Москва : Strelka Press, 2015. 432 с.

2. Eco U. Possible Worlds and Text Pragmatics: Un drame bien parisien // Versus. Quaderni di Studi Semiotici Milano. 1978. № 19/20: Semiotica testuale: mondi possibili e narratività. Р. 5—72.

3. Eco U. Science Fiction and the Art of Conjecture // Times Literary Supplement. 1984. November 2. № 4257. Р. 1257—1258.

4. Dolezel L. Heterocosmica. Fiction and Possible Words. Baltimore : John Hopkins University Press, 1998. 339 р.

5. Pavel T.G. Fictional Worlds. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1986. 178 р.

6. Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington : Indiana University Press, 1991. 304 р.

7. Dolezel L. Possible Worlds and Literary Fiction // Possible Words in Humanities, Arts and Sciences : Proceedings of Nobel Symposium 65 / ed. by S. Allen. Sture ; Berlin ; New York : De Gruyter, 1989. P. 221—242. DOI: 10.1515/9783110866858.221.

8. Чернышева Т.А. Человек и среда в современной научно-фантастической литературе // Фантастика : сборник. Москва : Молодая гвардия, 1968. С. 299—320.

9. Buchholz S., Jahn M. Space in Narrative // The Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / D. Herman, M. Jahn, M.-L. Ryan. London ; New York : Routledge, 2005. Р. 551—555.

10. Разлогов К.Э. Образ города в киноискусстве. Между «Метрополисом» и «Матрицей» // Города мира — мир города : коллективная монография / гл. редактор В.П. Толстой. Москва : НИИ РАХ, 2009. С. 88—93.

11. Сальникова Е.В. Образы цивилизации и города в фильмах Жоржа Мельеса // Художественная культура. 2020. № 2. С. 170—201.

12. Птичникова Г.А., Антюфеева О.А. Архитектура и город: взгляд через кинематограф // Социология города. 2021. № 4. С. 39—51.

13. Контрерас Кооб A., Бояркина А.В. Городской звуковой ландшафт в фантастическом кино // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2022. № 1 (2). С. 86—100. DOI: 10.34680/urbis-2022-1(2)-86-100.

14. Собчак В. Города на краю времени: урбанистическая кинофантастика / пер. С. Силаковой // Фантастическое кино. Эпизод первый : сборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2006. С. 104—123.

15. Neumann D. Film Architecture: Set Designs from Metropolis to Blade Runner / ed. by D. Neumann. Munich ; New York : Prestel, 1989. 208 р.

16. Strick P. Metropolis Wars: The City as Character in Science Fiction Films // Omni’s Screen Flights : Screen Fantasies : The Future According to Science Fiction Cinema. Garden City, NY : Dolphin/Doubleday, 1984. Р. 43—49.

17. Morton T. Dark Ecology : For a Logic of Future Coexistence. New York : Columbia University Press, 2016. 208 р.

18. Trigg D. Topophobia: A Phenomenology of Anxiety. London : Bloomsbury Publishing, 2016. 257 р.

19. Ханова П.А. Темные города: темная экология и Urban Studies // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. Т. 29, № 5 (132). С. 71—86.

20. Хамис Д. Исследование ужаса // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. Т. 29, № 5 (132). С. 135—150.

21. Bertetti P. Building Science-Fiction Worlds // World Building : Transmedia, Fans, Industries / ed. by M. Boni. Amsterdam : Amsterdam University Press, 2017. Р. 47—61. DOI: 10.1515/9789048525317-003.

22. Голубева Е.В. Колодцы как сакральный пространственный локус // Молодой ученый. 2009. № 10. С. 222—225.

23. Лотман Ю.М. Сон — семиотическое окно // Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992). Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. С. 123—126.

24. Мустайоки А. Ностальгия по советскому прошлому // Советское прошлое и культура настоящего : монография : в 2 т. / отв. ред. Н.А. Купина, О.А. Михайлова. Екатеринбург, 2009. Т. 2. С. 209—219.

25. Грант Б.К. «Совершенствование чувств»: разум и визуальное в фантастическом кино // Фантастическое кино. Эпизод первый : cборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2006. С. 19—31.

26. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость / пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой ; науч. конс. Я.В. Чеснов. Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. 249 с.

27. Мартишина Н.И. Аксиология дороги в российской культуре и ее философско-художественная репрезентация // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С. 28—33. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-27-28-33.

28. Вархотов Т.А. «Игра престолов»: анатомия и судьба идеального телесериала // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 60—91. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-60-91.

29. Мальцева Е.А. Поезд как метафора в художественной культуре России // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (4 декабря 2014 г.) / Омский государственный университет путей сообщения. Омск, 2014. С. 281—286.

30. Зенкин С.Н. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый : cборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2006. C. 50—65.


  • Какие вымышленные фантастические миры созданы российскими кинематографистами в течение нескольких текущих лет? Об этом размышляют авторы статьи, обобщая материал фильмов и сериалов «Кома» (2020), «Топи» (2021), «Территория» (2020—2023), «Король и шут» (2023) и др.
  • Кинофантастика – увлекательный пространственный опыт для зрителя. Структура и текстура фантастических миров организуют сюжет, воздействуют на эмоции.
  • Актуальный физический мир ощущается нами благодаря цифровым технологиям как гибридный – мы легко соединяем действия в нескольких пространствах. Поэтому и в центре внимания создателей фильмов находится проницаемое пространство с зыбкими границами.

Рецензия

Для цитирования:


Сергеева О.В., Мизиряк Н.А. Пространственные фантазии в современном российском кино. Обсерватория культуры. 2024;21(5):492-501. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501

For citation:


Sergeyeva O.V., Miziryak N.A. Spatial Fantasies in Contemporary Russian Cinema. Observatory of Culture. 2024;21(5):492-501. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501

Просмотров: 136


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)