

Семантика перехода: смерть и воскрешение героя в кинофэнтези рубежа XX—XXI веков
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-482-491
Реферат
Статья посвящена изучению метафизического опыта человека посредством киноискусства. Материалом исследования послужили широко известные фильмы в жанре фэнтези («Властелин Колец», «Матрица», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Аватар»), в которых сакральное пространство реализуется как волшебная сказка или сновидение, а действующий в нем герой отождествляется с понятием «душа» или «сознание». Целью исследования является семантический и когнитивный анализ визуального образа перехода через смерть, который предлагается зрителю кинематографом, и моделирование включенных в него режиссерских концептов. Авторская концепция перехода опирается на труды М. Элиаде, А. ван Геннепа, К.Г. Юнга, М.П. Холла и раскрывается как многофазовый процесс трансформации души в условиях духовного или перцептивного кризиса. Установлено, что сценарий перехода в рассмотренных фильмах включает в себя «точку входа» в иной мир, ряд инициаций и «точку выхода». В этом контексте смерть и воскрешение является кульминационной фазой и имеет различные символические коннотации, их сущность зависит от прообраза, которому подражает герой. Как было выявлено, подражание циклическим силам природы (солнечным, аграрным божествам) современными режиссерами интерпретируется как длительный этап созревания души, который уже не противопоставляется, а закономерно предшествует подражанию «божественному архетипу» (в христианской традиции Христу Спасителю). Осью перехода от вынужденного подчинения бесконечному циклу обновлений к эволюционному этапу духовной зрелости становится акт «пробуждения», выраженный в готовности добровольно пожертвовать собой из любви и сострадания к другим. Смерть и воскрешение в этом случае манифестируют метафизическую трансформацию душевного аспекта в духовный. Одновременно в процессе изучения киноматериала обнаружена тенденция трансгрессивного характера, а именно замещение концепта «душа» концептом «мозг». В результате отождествления функций человеческого мозга с функциями компьютера в ментальном пространстве возникает опасность подмены божественного образа искусственным интеллектом, что может спровоцировать блокировку канала «душа — дух» и инволюционный разворот от духа к материи.
Об авторе
Виктория Николаевна АлесенковаРоссия
Международный центр комплексных художественных исследований,
ведущий научный сотрудник
Петра Столыпина просп., д. 1, Саратов, 410012, Россия
доктор искусствоведения
ORCID 0000-0002-3768-7024; SPIN 6723-6669
Список литературы
1. Тарковский А.А. Уроки режиссуры : учебное пособие. Москва, 1993. 92 с.
2. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. В. Большакова. Москва : Академический проект, 2017. 235 с.
3. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. Москва : Наука, 1969. 168 с.
5. Спутницкая Н.Ю. Некоторые модификации фольклорной сказки в кино: опыт теоретического исследования // Телекинет. 2019. № 3 (8). С. 14—19.
6. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Цифровые технологии в искусстве XXI века // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 1. С. 26—33. DOI: 10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33.
7. Перельштейн Р.М. Метафизика киноискусства // Вестник культурологии. 2021. № 1. С. 57—79. DOI: 10.31249/hoc/2021.01.03.
8. Галкина М.А. О жанровом своеобразии фэнтэзи // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 1. С. 97—108. DOI: 10.35852/2588-0144-2021-1-97-108.
9. Degim I.A. Fantasy Films as a Postmodern Phenomenon : Thesis ... Master of Arts. Ankara : İhsan Doğramacı Bilkent Universitesi, 2011. 108 p.
10. Лотман Ю.М. Об искусстве : структура художественного текста, семиотика кино и проблемы киноэстетики : статьи, заметки, выступления (1962—1993) / сост., вступ. ст. Р.Г. Григорьев. Москва : Искусство-СПб, 1998. 702 с.
11. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с фр. Москва : Восточная литература РАН, 1999. 198 с.
12. Колотаев В.А. Репрезентация моделей идентичности в структуре драматургического конфликта в игровом кино ХХ—XXI веков : дис. … докт. искусствоведения. Санкт-Петербург : РИИИ, 2022. 303 с.
13. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. Москва : Академический проект, 2009. 303 с.
14. Элиаде М. Миф о вечном возвращении // М. Элиаде. Избранные сочинения : Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское / пер. с фр. Ю.Н. Стефанов, Н.К. Гарбовский, А.А. Васильева. Москва : Ладомир, 2000. С. 23—126.
15. Керлот Х. Словарь символов : [Мифология. Магия. Психоанализ : перевод]. Москва : REFL-book, 1994. 602 с.
16. Элиаде М. Тайные общества : Обряды инициации и посвящения / пер. с фр. Г.А. Гельфанд ; ред. А.Б. Никитин. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1999. 356 с.
17. Холл М.-П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск : Наука, 1993. 794 с.
18. Меррелл-Вольф Ф. Пути в иные измерения : Личная запись преображения сознания / отв. ред. Ю. Смирнов. Киев : София, 1993. 384 с.
19. Фетисова Т.А. Фэнтези — феномен современной культуры. Обзор // Вестник культурологии. 2017. № 2 (81). С. 179—192.
20. Делёз Ж. Различие и повторение. Санкт-Петербург : Петрополис, 1998. 384 с.
21. Бердяев Н.А. Смерть и бессмертие // Развитие личности. 2014. № 1. С. 69—88.
22. The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real / ed. by W. Irwin. Chicago ; La Salle, Illinois : Open Court Publishing, 2002. 280 p.
23. Платон. Государство // Платон. Диалоги : книга вторая. Москва : Эксмо, 2008. С. 89—454.
24. Батурин Д.А., Галанина Е.В. Мифологический архетип смерти и воскресения в видеоиграх // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 29—43. DOI: 10.17223/22220836/48/3.
25. Степанова П.М. Антропологический театр и мировой кинематограф: эстетика и методология исследования : дис. … докт. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2022. 395 с.
- В центре научного интереса – сакральное пространство и внутренний мир героя в фильмах «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Матрица», «Аватар»
- Сценарий перехода от смерти к воскрешению героя рассмотрен как архетип трансформации души; как цикл инициаций; как симуляция
- Моделирование включенных в образ перехода концептов раскрывает художественную картину внутреннего мира современного человека
Рецензия
Для цитирования:
Алесенкова В.Н. Семантика перехода: смерть и воскрешение героя в кинофэнтези рубежа XX—XXI веков. Обсерватория культуры. 2024;21(5):482-491. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-482-491
For citation:
Alesenkova V.N. Semantics of Transition: Death and Resurrection of the Hero in Film Fantasy at the Turn of the 20th—21st Centuries. Observatory of Culture. 2024;21(5):482-491. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-482-491