Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Произведения изобразительного искусства на модной продукции как практика апроприации

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-260-267

Реферат

Данная статья посвящена анализу цитирования фрагментов картин на модной продукции как практики апроприации. Актуальность проблематики выражается в рассмотрении такого цитирования через призму заимствования и введении ее в научный контекст, а также в наметившейся тенденции к нейтральному подходу к таким практикам, который реализуется через диалог вовлеченных сторон. Именно такая форма может позволить индустрии моды работать с искусством на более глубоком уровне и создавать продукцию с высокой символической ценностью. Мода и апроприация рассматриваются как сложные и многогранные культурные концепты. Предлагается несколько подходов исследователей к пониманию тесных взаимосвязей моды и искусства, которые показывают их исторический контекст и развитие. Апроприация также рассматривается с нескольких точек зрения как культурная и художественная. Основная разница между ними видится в акторах, под которыми понимаются культуры и/или группы и авторы. В качестве примера предлагается недавняя коллаборация марки Who Decides War, приглашенной компанией H&M, с фондом художника Ж.-М. Баскии. Показано, как подобная практика используется для выстраивания агентами индустрии моды параллели между дизайнерами и художниками, манерой их работы, поставленными целями для увеличения символической ценности своей продукции. Такие параллели указывают и на то, что агенты индустрии моды могут прибегать к практике апроприации искусства, сочетая ее культурное и художественное воплощение.

Об авторе

Екатерина Сергеевна Ежова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

кафедра истории и теории культуры,

соискатель

Миусская пл., д. 6, Москва, 125047, Россия

ORCID 0009-0008-8090-3504; SPIN 9108-8040



Список литературы

1. Гофман А.Б. Мода и люди : новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 208 с.

2. Fashion. The Whole Story / general ed. M. Fogg, foreward by V. Steele. London : Thames & Hudson. 2013. 576 p.

3. Липовецкий Ж. Империи эфемерного : мода и ее судьба в современном обществе / [пер. с фр. Ю. Розенберг]. Москва : Новое литературное обозрение, 2012. 335 с.

4. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипунова. Москва : Прогресс-Традиция, 2007. 256 с.

5. Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / [пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой]. Москва : Новое литературное обозрение, 2012. 287 с.

6. Fashion and Art / ed. by A. Geczy and V. Karaminas. London ; New York : BERG. 2013. 224 p.

7. Черняк Е.C. С картины на подиум : как модельеры современности вдохновляются шедеврами мирового искусства. Москва : БуксМАрт, 2022. 255 с.

8. Демшина А.Ю. Апроприация (заимствование) в художественной культуре конца XX — XXI века // XXII Международные Лихачевские научные чтения «БРИКС как новое пространство диалога культур и цивилизаций» (Санкт-Петербург, 12—13 апр. 2024 г.) : [материалы конференции]. 2024. URL: https://www.lihachev.ru/chten/2024/sec2/demshina-2024/ (дата обращения: 21.02.2025).

9. Rogers R.A. From Cultural Exchange to Transculturation: A Review and Reconceptualization of Cultural Appropriation // Communication Theory. 2006. Vol. 16, № 4. P. 474—503. DOI: 10.1111/j.1468-2885.2006.00277.x.

10. Scafidi S. Who Owns Culture?: Appropriation and Authenticity in American Law. Brunswick : Rutgers University Press, 2005. 203 p.

11. Кримп Д. На руинах музея / [пер. с англ. И. Аксенова, К. Саркисова]. Москва : V-A-C press, 2015. 431 с.

12. Young J.O. Cultural Appropriation and the Arts. Oxford : Blackwell Publishing. 2008. 168 p.

13. Кокина П.О. Апроприация в современном искусстве: истоки и проблемы феномена // Молодой ученый. 2020. № 52 (342). С. 278—284. URL: https://moluch.ru/archive/342/73581/ (дата обращения: 21.02.2025).

14. Buchloh B. Parody and Appropriation in Francis Picabia, Pop and Sigmar Polke // D. Evans. Appropriation. London : Whitechapel Gallery, Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 2009. P. 178—188.

15. Duchamp M. Apropos of “Readymades” // D. Evans. Appropriation, London : Whitechapel Gallery, Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 2009. P. 40.

16. Warhol A. Interview with Gene R. Swenson // D. Evans. Appropriation. London : Whitechapel Gallery, Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 2009. P. 41.

17. Piancazzo F. Developments of Cultural Appropriation in Fashion: An In-Progress Research // Fashion Communication in the Digital Age : Proceedings of the FACTUM 23 Conference. Pisa : Springer, Cham, 2023. P. 136—143. DOI: 10.1007/978-3-031-38541-4_13.

18. Chumo L. Cultural Appropriation in the Fashion Industry: A Critical Examination of Trends and Implications // International Journal of Arts, Recreation and Sports. 2023. Vol. 1, iss. 2. P. 62—73. DOI: 10.47941/ijars.1519.

19. Соколова Н.А., Антонян К.Г. Культурная апроприация в визуальных практиках современности : [глава 3.1] // Семиозис и культура: современные культурные практики : монография. Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2021. С. 148—157.

20. Corbellini E., Saviolo S. Managing Fashion and Luxury Companies. Bergamo : Rizzoli Etas, 2019. 270 p.

21. Московчук Л.C. Культурная апроприация как этическая проблема в контексте сохранения культурного наследия // Наследие веков. 2022. № 1. С. 54—62. DOI: 10.36343/SB.2022.29.1.005.

22. Borrelli-Persson L. H&M Teams Up With the Estate of Jean-Michel Basquiat and Who Decides War for a Collaboration Within a Collaboration // Vogue. June 19, 2024. URL: https://www.vogue.com/article/handm-teams-up-with-the-estate-of-jean-michel-basquiat-and-who-decides-war-for-a-collaboration-within-a-collaboration (дата обращения: 21.02.2025).

23. Parris N. H&M Honors Jean-Michel Basquiat’s Legacy via an Exclusive Collaboration With Who Decides War // Fashion Times. June 20, 2024. URL: https://www.fashiontimes.com/hm-basquiat-who-decides-war-11625 (дата обращения: 21.02.2025).

24. Aton F. H&M Collaborates with Jean-Michel Basquiat Estate for New Clothing Line // ARTnews. June 20, 2024. URL: https://www.artnews.com/art-news/news/h-and-m-jean-michel-basquiat-estate-clothing-line-1234710341/ (дата обращения: 21.02.2025).

25. Нюридсани М. Уорхол / [пер. с фр. Е.А. Макаровой]. Москва : Палимпсест ; Этерна, 2019. 659 с.

26. Шнейерсон М. Бум: Бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства / [пер. с англ. А. Лисицыной]. Санкт-Петербург : Азбука, cop., 2021. 638 с.

27. Бёрджер Дж. Портреты / [пер. с англ. А. Степанова]. Санкт-Петербург : Азбука, cop., 2017. 476 с.


  • Мода, это «причудливое переменчивое царство воображения», часто обращается к искусству за вдохновением и готовыми визуальными образами.
  • Воспроизведение брендами и дизайнерами фрагментов картин может быть рассмотрено как практика апроприации, которая наравне с модой является весьма непростым и многомерным явлением.
  • Помимо культурного измерения, апроприация представляет собой еще и художественную практику, которая рождается в межавторском диалоге.
  • Именно пространство диалога моды и искусства, как показано на примере работы бренда H&M с наследием Ж.-М. Баскии, является наиболее плодотворным и обоюдовыгодным. 

Рецензия

Для цитирования:


Ежова Е.С. Произведения изобразительного искусства на модной продукции как практика апроприации. Обсерватория культуры. 2025;22(3):260-267. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-260-267

For citation:


Ezhova E.S. Artworks on Fashion Products as a Practice of Appropriation. Observatory of Culture. 2025;22(3):260-267. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-260-267

Просмотров: 2


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)