Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Клавесин с изменяемым положением защипа струн: разработка, практика использования

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-194-201

Реферат

Статья посвящена описанию первой в практике клавесиностроения разработки — модели однорегистрового клавесина с изменяемым положением регистрового блока. Такой инструмент позволяет получить несколько тембровых красок на одном ряду струн, что ранее было свойственно лишь клавесинам с двумя и более рядами струн. Разработка данной модели инструмента выполнена в рамках нового подхода в клавесиностроении, заявленного авторами настоящей публикации в 2022 году. Он основан на применении новых технологий и современных материалов в сочетании с историческими традициями, что дает возможность изготавливать инструменты, отвечающие современным задачам образовательной и концертной практики. Показано, что впервые спроектированный клавесин с движущимся регистровым блоком обеспечивает исполнителю достижение нескольких тембровых красок в корпусе легкого и малогабаритного инструмента. Такая бюджетная модель актуальна и для концертирующих музыкантов, и для нужд образовательной сферы. Проанализированы этапы и процесс проектирования нового инструмента, предложено несколько вариантов конструктивных решений для организации плоско-параллельного движения регистрового блока. Даны характеристики звучания струны в разных точках защипа и рекомендации по исполнению различного по стилистике клавирного репертуара. Делается вывод о том, что практическое использование построенных клавесинов на базе новой модели позволяет говорить о пригодности данной конструктивной идеи, перспективности ее внедрения в концертную практику и образовательную работу в сфере клавесинного исполнительства.

Об авторах

Александр Павлович Баюнов
Мастерская Baiunove Strumenti Musicali Storici
Россия

мастер по изготовлению ранних струнно-щипковых инструментов

г. о. Солнечногорск, Московская область, 141554, Россия

кандидат химических наук

ORCID 0009-0008-4646-582X; SPIN 9972-7579



Анна Павловна Недоспасова
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Россия

кафедра специального фортепиано,
профессор

Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-2652-4171; SPIN 7555-3130



Список литературы

1. Недоспасова А.П., Баюнов А.П. Клавесин XXI века: формирование новой парадигмы развития инструмента. Старинная музыка. 2022. № 2 (96). С. 21—28.

2. Thomas M. Early French Harpsichords // The English Harpsichord Magazine. 1974. Vol. 1, № 3. P. 73—84. URL: https://www.harpsichord.org.uk/wp-content/uploads/2015/04/Early_French_Harpsichords.pdf (дата обращения: 17.02.2025).

3. Thomas M. Venetian Harpsichords // The English Harpsichord Magazine. 1975. Vol. 1, № 4. P. 109—120. URL: https://www.harpsichord.org.uk/wp-content/uploads/2015/04/Venetian.pdf (дата обращения: 17.02.2025).

4. O’Brien G. Ruckers. A Harpsichord and Virginal Building. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. 346 p. DOI: https://doi.org/101017/9781316659359.

5. Wraight D. The stringing of Italian Keyboard Instruments c. 1500 — c. 1650 : PhD Dissertation. Queen’s University of Belfast, 1997. Vol. 1, 2. 526 p.

6. Koster J. History and Construction of the Harpsichord // The Cambridge Companion to the Harpsichord / ed. by M. Kroll. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. P. 2—30. DOI: 10.1017/9781316659359.003.

7. Beurmann A.E. Iberian discoveries: six Spanish 17th-century harpsichords // Early Music. 1999. Vol. 27, № 2. P. 183—208.

8. Anselm A. 17th century French anonymous Harpsichord. Restoration report & attribution to Pierre Baillon (1636—1681) and apprentice Gilbert Desruisseaux. 2020. 49 p. // Academia. URL: https://www.academia.edu/43022210/17th_French_anonymous_harpsichord_Restoration_report_and_attribution_to_Pierre_Baillon_1636_1681_and_his_apprentice_Gilbert_Desruisseaux (дата обращения: 17.02.2025).

9. McGeary T. Early English Harpsichord Building : A Reassessment // The English Harpsichord Magazine. 1973. Vol. 1, № 1. P. 7—19. URL: https://www.harpsichord.org.uk/wp-content/uploads/2015/04/Early_English_Harpsichord_Building.pdf (дата обращения 17.02.2025).

10. Калентьева Н.В. Современное клавесинное исполнительство : инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации : дисс. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург : Российский институт истории искусств, 2020. 249 с.

11. Голдобин Д.Ю. Клавесин // Музыкальные инструменты : энциклопедия / [науч.-энцикл. ред. М.В. Есипова, О.В. Фраёнова, Ю.И. Неклюдов]. Москва : Дека-BC, 2008. С. 260—268.

12. Распутина М.В. Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко. Москва : Московская консерватория, 2009. 220 с.

13. Бурундуковская Е.В. Органно-клавирная культура Италии (конец XVI — первая половина XVII века). Казань : Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2007. 284 с.

14. Шекалов В.А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). Санкт-Петербург : Наука ; Сага, 2008. 255 с.

15. Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Итальянский клавесин XVI века и его роль в клавирной музыке Ренессанса // Материалы Международной научной конференции 27—30 октября 2020 года «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи / ред.-сост. Т.И. Науменко. Москва : Российская академия музыки имени Гнесиных, 2020. С. 278—288.


Рецензия

Для цитирования:


Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Клавесин с изменяемым положением защипа струн: разработка, практика использования. Обсерватория культуры. 2025;22(2):194-201. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-194-201

For citation:


Bayunov A.P., Nedospasova A.P. Harpsichord with Variable String Plucking Position: Development and Practice of Use. Observatory of Culture. 2025;22(2):194-201. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-194-201

Просмотров: 92


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)