Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-160-166

Полный текст:

Реферат

Актуальность проблематики определяется имманентностью динамики вечного и преходящего (архетипа и новых культурных форм, возникающих в искусстве кино), значением архетипа как универсального кода российской массовой культуры. Новизна исследования определяется соотнесением архетипа ребенка со ставшим уже классическим опытом российской/советской анимации (режиссура Ю. Норштейна, А. Петрова, Г. Бардина) и с новыми, принадлежащими массовой культуре кинопроектами (≪Смешарики≫). Рассмотрен бинарный феномен: российское кино и ребенок (ребенок-образ, ребенок-метафора, ребенок-архетип). Материал исследования избран с учетом результатов проведенного авторами статьи интервьюирования ведущих деятелей российской культуры и социокультурного исследования, показавшего уровень признания мультфильмов в качестве значимого культурного опыта (200 респондентов, почти 90%). Подчеркнута распространенность архетипа ребенка в современной культуре, предложено культурно-семантическое и социально-психологическое объяснение значимости архетипа ребенка в российской анимации.

Об авторах

Татьяна Семеновна Злотникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия


Олеся Викторовна Горохова
Детская школа искусств № 1 г. Ярославля
Россия


Список литературы

1. Разлогов К.Э. Глобальная массовая культура и культурное разнообразие // Обсерватория культуры. 2004. № 1. С. 28-31.

2. Новикова А.А. Архетипические герои на ТВ // Обсерватория культуры. 2009. № 5. С. 54-60.

3. Злотникова Т.С., Киященко Л.П., Новиков М.В. Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. С. 21-27.

4. Коды массовой культуры: российский дискурс : коллективная монография / под науч. ред. Т.С. Злотниковой, Т.И. Ерохиной. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 240 с.

5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Москва : Прогресс : Универс, 1996. 329 с.

6. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.

7. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого ≪Я≫ // ≪Я≫ и ≪Оно≫: Труды разных лет : в 2 кн. Тбилиси : Мерани, 1991. Кн. 1. 396 с.


Для цитирования:


Злотникова Т.С., Горохова О.В. Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка. Обсерватория культуры. 2016;1(2):160-166. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-160-166

For citation:


Zlotnikova T.S., Gorokhova O.V. Russian Animation in the Modus of Child’s Archetype. Observatory of Culture. 2016;1(2):160-166. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-160-166

Просмотров: 207


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)