Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Песни о вещной любви: аура потребления в современной российской поп-музыке

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-168-176

Полный текст:

Реферат

Анализируются различные сценарии упоминания в отечественных поп-песнях 1980— 2010-х гг. названий брендов (марок автомобилей, одежды, аксессуаров, товаров повседневного потребления, гаджетов). Рассматриваются модели взаимоотношений героев песен с вещами, конструируемый социальный статус и авторское отношение к героям песен и к современному обществу. Исследуются взаимосвязи между текстом песен, их клиповым и музыкальным воплощением. Выясняется, что если в 1980—1990-е гг. при упоминании брендов ценилась, прежде всего, их престижность, то в начале 2000-х гг. чаще появляются хиты, иронизирующие над образами статусного потребления и профанирующие их. Другим характерным приемом в отечественной поп-музыке является стремление через перечисление брендов замаскировать истинные эмоции героев. Тем самым процессы потребления выдвигаются в качестве альтернативы осмысленным духовным переживаниям. Особое внимание уделяется разбору моделей потребительского поведения героинь-женщин, так как именно в их образах проявляются существенные сдвиги в ценностных ориентирах современного российского общества. В заключение обозначены причины тех ментальных проблем, с которыми столкнулись наши соотечественники при форсированном переходе на рыночные отношения.

 

 

Об авторе

Дарья Александровна Журкова
Государственный институт искусствознания
Россия

сектор медийных искусств, старший научный сотрудник, кандидат культурологии 



Список литературы

1. Tomkins R. The Hidden Message: Life’s a Pitch and Then you Die // Financial Times. 2003. 24 October. P. 15.

2. Delattre E., Colovic A. Memory and Perception of Brand Mentions and Placement of Brands in Songs // International Journal of Advertising. 2009. № 28 (5). P. 807—842.

3. Журкова Д.А. Что показывает песня? : Популярная музыка на советском телевидении. Часть 2 : 1980-е годы // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 135—141.

4. Мильчин К., Зайцева Н., Великовский Д., и др. История поп: 20 лет России глазами отечественной попсы [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2009. № 48. URL: http://rusrep.ru/2009/29/popsa (дата обращения: 31.05.2016).

5. Дружкин Ю. Песня от 70-х до 90-х. Что дальше? : (Кризис отечественной песни и его культурно-исторические корни) // Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах XX—XXI веков : сб. ст. Москва, 2010. Вып. 1. С. 7—53.


Для цитирования:


Журкова Д.А. Песни о вещной любви: аура потребления в современной российской поп-музыке. Обсерватория культуры. 2017;14(2):168-176. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-168-176

For citation:


Zhurkova D.A. Songs about Material Love: the Aura of Consumption in the Modern Russian Pop Music. Observatory of Culture. 2017;14(2):168-176. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-168-176

Просмотров: 380


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)