КОНТЕКСТ 
В статье рассматриваются понятия ценности и символа, устанавливается их онтологическая связь. Данная связь до настоящего времени не была достаточно четко обозначена. Символ представляет собой объект, наделенный некоторым особым значением. Но и ценность может рассматриваться как объект, имеющий некоторое особое значение. Анализируется иерархическая система ценностей и возможности инверсий в этой иерархии.
Инверсии в иерархической системе представляют собой противоречия между организационными принципами. Инверсии в структуре ценностей обусловлены противоречием между конституциональным и мажоритарным принципами. Конституциональный принцип подразумевает, что высшее положение в иерархии занимают просоциальные ценности. Согласно мажоритарному принципу, высшую позицию в иерархии должны занимать ценности, приемлемые для наибольшего количества людей. Просоциальные ценности должны быть приемлемы для большинства. Если большинство придерживается исключительно индивидуальных, антисоциальных ценностей, обществу угрожает распад. Выражена связь понятий «символ» и «священное» посредством понятия «ценность». Показано так-же, что эти три понятия образуют целостную иерархическую систему. Обособление «священного» представляет собой необходимый этап развития человеческого мышления. По этой причине понятие «священного» может трансформироваться, но не может исчезнуть из массового сознания.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
Советский и постсоветский город выступает особым феноменом отечественной культуры. Пространственно-временная структура крупного городского поселения сложилась в результате сложных культурных, социальных, экономических и политических трансформаций, произошедших во второй половине ХХ века: массовое жилищное строительство, начавшееся в конце пятидесятых годов и масштабно развернувшееся в 1960—1970-х гг., сформировало пространственный облик отечественного мегаполиса, сохранившийся и функционирующий по настоящее время. Городская среда тесным образом переплелась с судьбой горожанина, став сценой становления человеческого существования, сферой развертывания жизненного мира личности. Индивидуальное бытие городского жителя приобрело имманентную связь с окружающим пространственно-временным городским целым. Эта естественная культурно-историческая включенность индивидуальной жизни человека в окружающую городскую среду, будучи актуальной и в настоящем конкретно-историческом периоде, является обоснованием нашего научного интереса к данной проблематике и обращения к исследованию пространственно-временной структуры советского и постсоветского города как культурно-исторического феномена, находящего свое отражение в различного рода литературных источниках. Теоретическое и методологическое основание и научная новизна работы аргументируются использованием в качестве системообразующего для всего исследования понятия хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, понимаемого в качестве универсальной общефилософской и культурологической категории, выражающей онтологическую структуру как всего мироздания в целом, так и любого культурно-исторического явления.
В эпоху «цивилизации досуга» свободное время все более воспринимается не как необходимое «дополнение» к производственной и общественной жизни человека, а как автономный социальный институт, обладающий самостоятельным значением и ценностью. При этом досуг зачастую характеризует личность человека гораздо точнее, чем его профессиональная деятельность. Однако под влиянием цивилизационных трендов сущность досуговой деятельности меняется: происходит смешение видов досуга, они наполняются новым содержанием. Смысловая неоднозначность досуговой деятельности затрудняет ее содержательный анализ и требует изменения исследовательских подходов и инструментария. В статье показано, что понимание меняющейся сущности культурно-досуговой деятельности и ее стратегий возможно в ходе изучения больших массивов социологической информации с использованием современных эконометрических методов. Проведенный автором анализ данных социологических опросов населения за ряд лет позволил выявить статистические закономерности в предпочитаемых людьми формах проведения досуга и найти интегральные факторы, которые способны объяснить эти закономерности. В результате предложена оригинальная типология досугового поведения, которая отражает внутреннюю связь между разнообразными видами досуга и выявляет наиболее распространенные стратегии досуговой деятельности. Исследование показало, что отношение человека к своему досугу, в частности искусству, не бывает случайным. Материалом для исследования послужили уникальные массивы данных социологических опросов городского населения России.
В последнее время в стране наблюдается интенсификация государственных управленческих и законотворческих инициатив в сфере культуры. Происходит попытка трансформации прежнего узковедомственного подхода к культуре в единую стратегию работы государственного аппарата. Культура возводится в ранг национальных приоритетов. Государство намерено выступать одним из ее основных стратегических инвесторов и идеологов. В принятой «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» под культурой понимается система традиционных для России ценностей, сохранение и поддержка которых выступает гарантом национальной безопасности, «цивилизационной самобытности» страны перед вызовами внешнего мира. Активное внимание государства к сфере культуры можно трактовать как возвращение патерналистского подхода. Одной из наиболее проблемных в этом смысле сфер становится современное искусство, которое во многом достаточно маргинально и может не совпадать с приоритетными для государства культурными смыслами и формами. Представляется актуальным сравнить политику в области современного искусства в России и Китае, где культура как основа национальной идентичности так-же возведена в ранг государственных приоритетов.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Анализируются различные сценарии упоминания в отечественных поп-песнях 1980— 2010-х гг. названий брендов (марок автомобилей, одежды, аксессуаров, товаров повседневного потребления, гаджетов). Рассматриваются модели взаимоотношений героев песен с вещами, конструируемый социальный статус и авторское отношение к героям песен и к современному обществу. Исследуются взаимосвязи между текстом песен, их клиповым и музыкальным воплощением. Выясняется, что если в 1980—1990-е гг. при упоминании брендов ценилась, прежде всего, их престижность, то в начале 2000-х гг. чаще появляются хиты, иронизирующие над образами статусного потребления и профанирующие их. Другим характерным приемом в отечественной поп-музыке является стремление через перечисление брендов замаскировать истинные эмоции героев. Тем самым процессы потребления выдвигаются в качестве альтернативы осмысленным духовным переживаниям. Особое внимание уделяется разбору моделей потребительского поведения героинь-женщин, так как именно в их образах проявляются существенные сдвиги в ценностных ориентирах современного российского общества. В заключение обозначены причины тех ментальных проблем, с которыми столкнулись наши соотечественники при форсированном переходе на рыночные отношения.
Статья посвящена одной из актуальных проблем массовой музыкальной культуры — проблеме привлечения фольклорного материала в поле зрения массовой музыки. Процесс коммерциализации и «омассовления» фольклора сопровождается исчезновением коренных этнических традиций и включением их отдельных средств выразительности в глобальное, наднациональное культурное пространство. Феномен этники рассматривается как важный участник современной массовой музыкальной индустрии. Автором предпринята попытка классифицировать этнический сегмент, исходя из ряда параметров: приближенности/удаленности от фольклорного оригинала, географической, стилистической принадлежности (джаз, рок-, поп-музыка). Отмечается, что интерес к этническим направлениям стал реакцией на усиливающиеся интеграционные тенденции в мировой масскультной практике и свидетельствовал о необходимости преодоления внутренней односторонности и определенной стилистической унифицированности мировой поп-сцены. В результате к исконным для отечественной массовой музыки общеславянскому, цыганскому, восточному направлениям примкнули кельтика, латина, регги, балканщина и другие «чужие» стили. При этом наиболее креативный подход к фольклорному материалу реализуют джазовые и рок-музыканты, тогда как этно-поп ограничивается отдельными элементами фольклора как оригинальным красочным материалом. Выясняются механизмы внедрения «чужих» традиций в слуховой опыт российского слушателя. Выдвигается гипотеза о дальнейшем растворении этнического в массовой музыке, что адекватно происходящим мультикультуральным процессам.
НАСЛЕДИЕ 
В статье рассматриваются особенности музыкального интонирования, присущие периоду античного развития музыкального искусства. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения вопросов, связанных с зарождением музыкального интонирования. В связи с этим указываются используемый в данное время духовой инструментарий, характерные исполнительские приемы и способы, позволявшие избегать объективных на то время противоречий в инструментальном музицировании и одновременно обосновывавшие такие направления в музыке, как микрохроматика, экмелика. Уточняется понятие «мусикия» в трактовке античных греков, разделяющих виды искусства на мусические (музыка, танец, поэзия) и не мусические (скульптура, рисунок). Подобная дифференциация обосновывает рождение феномена интонирования, имеющего в своей основе временное состояние, означающее гармоническое единство человека и природы. В работе анализируются старинные музыкальные лады, послужившие в Древней Греции возникновению парадигмы о прямой связи музыки и характера человека, названной учением об этосе. Сопоставление интонационных особенностей античных музыкальных ладов и психических свойств человека приводит в дальнейшем историческом развитии музыкального интонирования к теории аффектов — музыкальному учению, активно использовавшему почти все элементы, составляющие язык музыки (темп, ритм, ладотональность, метр, интервалику и т. п.), для рождения у слушателей сильных эмоциональных переживаний, душевного волнения и страсти.
В статье описывается сущность предмета «Копирование», который был введен в программу обучения Императорской академии художеств со дня ее открытия. Задачи, поставленные академией, были направлены на то, чтобы в сравнительно короткие сроки были достигнуты и высокое мастерство, и качество художественных произведений, на примере созданных во Французской и Римской академиях изящных искусств. Доказано, что система копирования в академии была введена как дисциплина, помогающая молодому живописцу овладеть техническим мастерством, провести «диалог со старым мастером» и являющаяся «переводом» языка старых мастеров на современный язык живописи. Техническое совершенствование в процессе копирования позволило многим художникам раскрыть свой талант и создать великие шедевры русской живописи. В работе использованы аналитический, компаративный и диахронический методы исследования.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
Статья посвящена балетным произведениям итальянского композитора К.А. Кавоса, написанным в России. Свыше 50 театральных сочинений композитора почти неизвестны, при этом составляют существенный вклад в отечественную культуру. Исследование проведено на основе неизданных источников из архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Прослеживается история национальных сюжетов русского музыкального профессионального театра со времен Екатерины II до первой четверти XIX столетия. Рассмотрена проблема «русского» сюжета в операх, балетах, драматических пьесах с музыкой Кавоса, создан перечень этих сочинений. Выявлено, что постоянными соавторами композитора были писатель А.А. Шаховской и балетмейстер Ш. Дидло. В обозрение вошли исторические, бытовые, сказочно-волшебные сюжеты. Отмечены стилевые особенности произведений (в том числе их опора на фольклорный материал) на примере балетов-дивертисментов «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Сельский праздник», музыки к драме А.А. Шаховского «Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне».
Имя Адольфа Иосифовича Шарлеманя сегодня известно кругу специалистов, а некогда его рисунки в периодических изданиях, книжные иллюстрации, акварельные работы были хорошо знакомы петербургской публике. Творческая судьба выходца из семьи архитекторов складывалась весьма успешно. Поступив в 1848 г. в Императорскую академию художеств, он обучался исторической живописи, а с 1849 г. перешел в батальный класс, возглавляемый Б.П. Виллевальде, где начал работу над «суворовским циклом». За работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855) художник удостоился Большой золотой медали, а во время пенсионерской поездки в Мюнхен под руководством А.Е. Коцебу написал картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (1859), принесшую звание академика. Зрелые годы ознаменованы службой в качестве художника в граверном отделении Экспедиции заготовления государственных бумаг. Картина «Екатерина II в мастерской Фальконета» (1867) принесла художнику звание профессора, а в 1873 г. он был удостоен звания и должности «художник Его Императорского Величества». Ввиду отсутствия обобщающих трудов, посвященных творчеству мастера, широкой общественности практически ничего не известно о А.И. Шарлемане как о блестящем художнике по костюмам, декораторе, создателе множества музыкальных, театральных программ, карточек меню, рисунков для игральных карт, а также о его работах для православных и католических церквей.
КАФЕДРА 
Статья посвящена разделу «Культура. Культурология» в отечественной библиотечно-библиографической классификации. Особое внимание уделяется истории развития культурологии как науки с XIX в., различным подходам к науке о культуре в зарубежных и отечественных исследованиях. Необходимость переработки созданного в середине XX в. раздела обусловлена характером той литературы, которая стала издаваться в постсоветском пространстве. Обосновывается местоположение раздела в национальной классификации, его актуальность и перспективность в деле комплексного отражения литературы о культуре, а также та роль, которую он играет в удовлетворении читательских запросов по данной тематике. Подробно рассматриваются проведенные структурные преобразования, новое содержательное и терминологическое наполнение в соответствии с теми кардинальными изменениями, которые происходят в данной отрасли знания, а также принципы размежевания данного раздела с уже существующими в классификации другими разделами, такими как история, социология, этнология. Обновленные Средние таблицы ББК отражают современное состояние культурологического знания, способствуют более полному раскрытию содержания публикаций по культуре, дают возможность для изучения наследия мировой науки и культуры, новых направлений в развитии научного знания в целом.
ORBIS LITTERARUM 
В статье показано, что новая серия «Воспоминания соловецких узников 1923—1939 гг.» является значительным вкладом в развитие мемуарного жанра. Составители (Издательство Соловецкого монастыря) удачно сочетают следование традициям и новаторский подход, обусловленный спецификой материала (объектом воспоминаний). Все вошедшие в серию тексты автобиографичны, ретроспективны, имеют документальную основу, характеризуются субъективностью оценок и часто повышенной эмоциональностью. Представлены самые разные подтипы мемуаристики: от бесхитростных рассказов о пережитом (С. Курейши, А.Р. Грубе и др.) до подлинно художественных обобщений (Б.Н. Ширяев, О.В. Волков и др.). Единый для всех воспоминаний серии объект — «советская каторга», организованная на Соловецком архипелаге в 1923—1939 годах. Ее контингент представляет широчайший диапазон типажей по всем параметрам: социальному, возрастному, региональному, мировоззренческому и т. д. Мемуары содержат много неизвестных ранее исторических фактов и разнообразную интерпретацию событий. Все это делает издание энциклопедичным. Обязательность комментариев специалиста для каждой публикации и наличие аналитических обзоров, не привязанных к конкретным мемуарам, придает серии академический характер. Особенности объекта воспоминаний отразились на распределении материала по томам. В целом выдержан характерный для мемуаристики хронологический принцип. Однако в силу нелинейной сменяемости контингента достаточно часто встречаются хронологические наложения материалов. Важной характеристикой серии является наличие сквозных тематических линий, представленных во всех томах. Это история монастыря, побег из лагеря, судьбы заключенных священников, иностранцев, женщин и др. В единое семантическое поле серии включен так-же высококачественный, большого объема видеоряд.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
В статье представлены материалы по современному гончарству Японии, собранные автором в 2015 году. Район исследований — префектура Симанэ на западном побережье о. Хонсю. Объектами исследования стали — гончарные мастерские и их продукция. Рассматриваются аспекты социальной организации, техники и технологии гончарного производства, художественно-стилистические особенности керамики и ее роль в повседневной жизни. Установлено, что в сферах организации гончарства и технологического цикла наиболее устойчивы те черты, которые были характерны для керамического производства Японии в XIX — первой половине XX века. Технико-технологические приемы и принципы изготовления керамики, сложившиеся в течение веков, определяют ее внешние особенности и художественное своеобразие. Использование современных технических средств формовки и обжига не меняет общей ориентации гончарства на сохранение традиций. Гончарная продукция Симанэ в большинстве своем представляет стиль ива мия ки, своеобразие которого состоит, главным образом, в особом характере декоративного оформления цветными глазурями. Отдельные мастера работают в других стилях (например, ха ги). В ассортименте гончарных мастерских представлены как традиционные формы, так и изделия европейского типа. В настоящее время наиболее востребованными категориями керамической продукции являются посуда для сервировки стола, в том числе для чайной церемонии, и предметы средового дизайна.
В статье предлагается концепция архитектуры как способа презентации политических идей посредством эстетических категорий на основе анализа социалистических сооружений: Дворца культуры и науки в Варшаве и Новой Гуты. Предмет исследования настоящей статьи — функции архитектуры в презентации идеологии политического режима Народной Польши.
Вопрос политизированности искусства, в том числе архитектуры, остается актуальным и на современном этапе, когда проблема политического манипулирования по-прежнему широко распространена в обществе. Среда, организуемая архитектурой, также постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Становится возможной передача заранее программируемой информации через архитектурные сооружения.
Предмет исследования указывает на необходимость междисциплинарного подхода. Методологическую основу исследования планируется выстроить, опираясь на сравнительный, проблемно-хронологический, семиотический методы, искусствоведческий и системный анализ.
Архитектура Народной Польши в статье представлена в виде особого социально-политического пространства, которое незамедлительно перекодируется в зависимости от смены режима. Это выражается в переименовании улиц и площадей, в замене мировых героев национальными и пр. С установлением коммунистического режима в Польше в культуру был внедрен принцип социалистического реализма, искусство было подчинено потребностям идеологии и политики. Подробно исследуется роль архитектурного строительства Народной Польши в изменении структуры общества. Затронуты так-же вопросы отношения к наследию эпохи социалистического реализма в современной Польше, которое оценивается неоднозначно.
В заключение делается вывод, что архитектура отражает историко-культурологический контекст, является интерпретацией политического и социального процессов в пространстве.
Статья посвящена творческой интерпретации традиций Серебряного века в живописи представителей младшего поколения московского неофициального искусства — семидесятников. Подобный аспект в исследовании неофициального искусства анализируется впервые. Выявление связей с отечественной художественной традицией является актуальным ракурсом в исследовании неофициального искусства, возникновение которого преимущественно связывают с влиянием западно-европейского искусства второй половины ХХ века. Генезис неофициального искусства тесно связан с обращением в послеоттепельный период к искусству эпохи рубежа XIX–XX вв., являвшейся ближайшей к художникам второй половины ХХ в. крупной эпохой отечественного искусства, и был воспринят непосредственно, через его представителей. В статье очерчивается круг художников секции живописи горкома графиков, в творчестве которых нашли отражения тематические и стилистические принципы Серебряного века. В альтернативной педагогике (студия В.Я. Ситникова) художественные принципы символизма, такие как понимание света и фор-мы в пространстве, являлись основой методики обучения. Понимание живописцами-семидесятниками символики и семантики света, пространства, цвета восходит к искусству представителей «Голубой розы», также как и некоторые стилистические и технические (штрих, наложение мазка) приемы. Влияние символизма прослеживается в интерпретации мифологических и женских образов, артефактов эпохи Серебряного века. Интерес неофициальных художников к искусству символизма связан с первыми проявлениями постмодернизма в отечественной живописи, что свидетельствует о его более раннем появлении и глубоком влиянии на различные жанры и направления искусства.
ISSN 2588-0047 (Online)