Этнический компонент в российской массовой музыке
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-177-182
Реферат
Статья посвящена одной из актуальных проблем массовой музыкальной культуры — проблеме привлечения фольклорного материала в поле зрения массовой музыки. Процесс коммерциализации и «омассовления» фольклора сопровождается исчезновением коренных этнических традиций и включением их отдельных средств выразительности в глобальное, наднациональное культурное пространство. Феномен этники рассматривается как важный участник современной массовой музыкальной индустрии. Автором предпринята попытка классифицировать этнический сегмент, исходя из ряда параметров: приближенности/удаленности от фольклорного оригинала, географической, стилистической принадлежности (джаз, рок-, поп-музыка). Отмечается, что интерес к этническим направлениям стал реакцией на усиливающиеся интеграционные тенденции в мировой масскультной практике и свидетельствовал о необходимости преодоления внутренней односторонности и определенной стилистической унифицированности мировой поп-сцены. В результате к исконным для отечественной массовой музыки общеславянскому, цыганскому, восточному направлениям примкнули кельтика, латина, регги, балканщина и другие «чужие» стили. При этом наиболее креативный подход к фольклорному материалу реализуют джазовые и рок-музыканты, тогда как этно-поп ограничивается отдельными элементами фольклора как оригинальным красочным материалом. Выясняются механизмы внедрения «чужих» традиций в слуховой опыт российского слушателя. Выдвигается гипотеза о дальнейшем растворении этнического в массовой музыке, что адекватно происходящим мультикультуральным процессам.
Об авторе
Юлия Владимировна АнтиповаРоссия
кафедра истории музыки, доцент, кандидат искусствоведения
Список литературы
1. Десятерик Д.В. Этника: Альтернативная культура. Энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// alternative_culture.academic.ru/145/Этника (дата обращения: 01.09.2016).
2. Сосновский Н.А. Word Music for Rita!: «Zabriski Rider» [Электронный ресурс]. URL: http://margenta.ru/ Zabriski-Rider/statiiz-14/Word-Music-for-Rita-/ (дата обращения: 01.09.2016).
3. Песни суфийских мистиков. Интервью Дж. Сиддики с Нусрат Фатех Али Ханом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sacrum.ru/Islam/alikhan2. htm (дата обращения: 01.09.2016).
4. Флиер А.Я. Мультикультуральность // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 22—26.
5. Максутов Карим. Девятый фестиваль «Джаз Бишкек Весна»: от этно-джаза к полному спектру импровизационной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal.jazz.ru/2014/05/16/jazz-bishkek-spring2014/ (дата обращения: 01.09.2016).
6. Северина И.М. На пересечении культур // Играем с начала. 2015. № 11 (137). С. 11.
7. Флиер А.Я. Какой будет культура XXI века: аналитический прогноз // Обсерватория культуры. 2010. № 4. С. 27—31.
8. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. 347 с.
Рецензия
Для цитирования:
Антипова Ю.В. Этнический компонент в российской массовой музыке. Обсерватория культуры. 2017;14(2):177-182. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-177-182
For citation:
Antipova Yu.V. The Ethnic Component in the Russian Mass Music. Observatory of Culture. 2017;14(2):177-182. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-177-182