Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Музыкальное интонирование на духовых инструментах в эпоху античности

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-184-191

Реферат

В статье рассматриваются особенности музыкального интонирования, присущие периоду античного развития музыкального искусства. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения вопросов, связанных с зарождением музыкального интонирования. В связи с этим указываются используемый в данное время духовой инструментарий, характерные исполнительские приемы и способы, позволявшие избегать объективных на то время противоречий в инструментальном музицировании и одновременно обосновывавшие такие направления в музыке, как микрохроматика, экмелика. Уточняется понятие «мусикия» в трактовке античных греков, разделяющих виды искусства на мусические (музыка, танец, поэзия) и не мусические (скульптура, рисунок). Подобная дифференциация обосновывает рождение феномена интонирования, имеющего в своей основе временное состояние, означающее гармоническое единство человека и природы. В работе анализируются старинные музыкальные лады, послужившие в Древней Греции возникновению парадигмы о прямой связи музыки и характера человека, названной учением об этосе. Сопоставление интонационных особенностей античных музыкальных ладов и психических свойств человека приводит в дальнейшем историческом развитии музыкального интонирования к теории аффектов — музыкальному учению, активно использовавшему почти все элементы, составляющие язык музыки (темп, ритм, ладотональность, метр, интервалику и т. п.), для рождения у слушателей сильных эмоциональных переживаний, душевного волнения и страсти.

 

 

Об авторе

Константин Александрович Квашнин
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия
профессор, кандидат искусствоведения, доцент


Список литературы

1. Античная музыкальная эстетика. Москва : Гос. муз. изд-во, 1960. 330 c.

2. Кузнецов И.К., Никольцев И.Д. Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке // Искусство музыки: теория и история. Вып. 1—2. Москва : ГИИ, 2011. 70 с.

3. Исхакова-Вамба Р. О семнадцатиступенной системе восточной музыки. Казань : Новое знание, 1998. 31 с.

4. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. Москва : Лань, 2003. 544 с.

5. Лосев А.Ф. Учение Платона об искусстве. История античной эстетики. Высокая классика. Т. III. Москва : Искусство, 1974. 249 с.

6. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. Москва : Мысль, 1983. 830 с.

7. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. Т. I. Москва : Музгиз, 1959. 316 с.

8. Лосев А.Ф. Этос // Философская энциклопедия : в 5 т. Т. 5. Москва : Сов. энциклопедия, 1970. С. 590.

9. У Ген-Ир. К проблеме изучения традиционной музыки стран дальнего востока (Китай, Корея, Япония) // Научно-теоретический журнал. Санкт-Петербург : Астерион, 2008. № 4. С. 122—132.

10. Гвоздевская Г.А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья (на материале Индии, Китая, Японии) : дис. … канд. пед. наук. Москва : МГГУ, 1999. 154 с.

11. Шахназарова Н.Г. О двух концепциях музыкального профессионализма // Избранные статьи. Воспоминания. Москва : ГИИ, 2013. С. 48—71.

12. Гаджибеков У.А.-Г. Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1945. 116 с.


Рецензия

Для цитирования:


Квашнин К.А. Музыкальное интонирование на духовых инструментах в эпоху античности. Обсерватория культуры. 2017;14(2):184-191. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-184-191

For citation:


Kvashnin K.A. Musical Intonation on Wind Instruments in Antiquity. Observatory of Culture. 2017;14(2):184-191. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-184-191

Просмотров: 1080


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)