Творчество художника А.И. Шарлеманя
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-208-216
Реферат
Имя Адольфа Иосифовича Шарлеманя сегодня известно кругу специалистов, а некогда его рисунки в периодических изданиях, книжные иллюстрации, акварельные работы были хорошо знакомы петербургской публике. Творческая судьба выходца из семьи архитекторов складывалась весьма успешно. Поступив в 1848 г. в Императорскую академию художеств, он обучался исторической живописи, а с 1849 г. перешел в батальный класс, возглавляемый Б.П. Виллевальде, где начал работу над «суворовским циклом». За работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855) художник удостоился Большой золотой медали, а во время пенсионерской поездки в Мюнхен под руководством А.Е. Коцебу написал картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (1859), принесшую звание академика. Зрелые годы ознаменованы службой в качестве художника в граверном отделении Экспедиции заготовления государственных бумаг. Картина «Екатерина II в мастерской Фальконета» (1867) принесла художнику звание профессора, а в 1873 г. он был удостоен звания и должности «художник Его Императорского Величества». Ввиду отсутствия обобщающих трудов, посвященных творчеству мастера, широкой общественности практически ничего не известно о А.И. Шарлемане как о блестящем художнике по костюмам, декораторе, создателе множества музыкальных, театральных программ, карточек меню, рисунков для игральных карт, а также о его работах для православных и католических церквей.
Об авторе
Анна Александровна ФилипповаРоссия
экскурсовод
Список литературы
1. Антонов В.В. Братья Шарлемани // Зодчие Санкт-Петербурга XIX — нач. XX века / под. ред. Ю.В. Артемьева, С.А. Прихватилова. Санкт-Петербург : Лениздат, 2000. 1071 с.
2. Смирнов В.В. St. Petrischule. Школа, что на Невском проспекте за Кирхой: старейшая школа Санкт-Петербурга. 1709—2005 гг. Санкт-Петербург : Изд. Дом «Коло». 151 с.
3. А.И. Шарлемань. По поводу 50-летия художественной деятельности // Нива. 1895. № 47. С. 1129—1130.
4. Плюснина Е.А. Батальный класс Академии художеств : дис. канд. искусствоведения. Москва, 2005. 318 с.
5. Шукурова А.Э. Картины А.И. Шарлеманя в Гатчинском дворце // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 31 января 2015 г. : в 16 частях. Ч. 3. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 163 с.
6. Шепелев Л.Е. Реформа придворных мундиров в 1855— 1856 годах // Александр II и его эпоха. К 140-ле-тию со дня восшествия на престол : тезисы докладов конф. / под. ред. В.М. Файбисович. Санкт-Петербург, 1995. С. 31—34.
7. Тарасова Н.И. Высочайшего двора служители // Наука и жизнь. 2014. № 10. С. 137—144.
8. Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. Каталог / сост. И. Арская и др. Санкт-Петербург : Palace Edition, 1999. 358 с.
9. Перельман А.С. Новые фигуры академика Шарлеманя. Санкт-Петербург : Банк Петровский, 1995. 98 с.
10. Три века Санкт-Петербурга. Т. 2. Девятнадцатый век. Кн. 8. Ш—Я / под ред. В.В. Яковлева. Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2011. 1138 с.
11. Ковалев Н.И. Карты меню — шедевры искусства // Питание и общество. 1997. № 7. С. 35—36.
12. Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея : каталог. Москва : Има-пресс, 1998. 256 с.
13. Кропотова К.А. Русская балетная сценография XIX в. : дис. канд. искусствоведения. Москва, 2008. 172 с.
14. Боровская Е.А. Григорий Гагарин. Художник и общественный деятель. Материалы научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения вице-президента ИАХ Г.Г. Гагарина (17—18 ноября 2010 г.). Санкт-Петербург, 2011. 215 с.
15. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1339. Оп. 1. Д. 9.
16. Боровская Е.А. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих учеников. К вершинам профессиональной деятельности. Санкт-Петербург : Астерион, 2012. 238 с.
Рецензия
Для цитирования:
Филиппова А.А. Творчество художника А.И. Шарлеманя. Обсерватория культуры. 2017;14(2):208-216. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-208-216
For citation:
Filippova A.A. Creative Activity of Adolf Charlemagne. Observatory of Culture. 2017;14(2):208-216. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-208-216