Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Наследие Серебряного века в творчестве представителей секции живописи московского горкома графиков (1970— 1980-е гг.)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-247-252

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена творческой интерпретации традиций Серебряного века в живописи представителей младшего поколения московского неофициального искусства — семидесятников. Подобный аспект в исследовании неофициального искусства анализируется впервые. Выявление связей с отечественной художественной традицией является актуальным ракурсом в исследовании неофициального искусства, возникновение которого преимущественно связывают с влиянием западно-европейского искусства второй половины ХХ века. Генезис неофициального искусства тесно связан с обращением в послеоттепельный период к искусству эпохи рубежа XIX–XX вв., являвшейся ближайшей к художникам второй половины ХХ в. крупной эпохой отечественного искусства, и был воспринят непосредственно, через его представителей. В статье очерчивается круг художников секции живописи горкома графиков, в творчестве которых нашли отражения тематические и стилистические принципы Серебряного века. В альтернативной педагогике (студия В.Я. Ситникова) художественные принципы символизма, такие как понимание света и фор-мы в пространстве, являлись основой методики обучения. Понимание живописцами-семидесятниками символики и семантики света, пространства, цвета восходит к искусству представителей «Голубой розы», также как и некоторые стилистические и технические (штрих, наложение мазка) приемы. Влияние символизма прослеживается в интерпретации мифологических и женских образов, артефактов эпохи Серебряного века. Интерес неофициальных художников к искусству символизма связан с первыми проявлениями постмодернизма в отечественной живописи, что свидетельствует о его более раннем появлении и глубоком влиянии на различные жанры и направления искусства.

 

 

Об авторе

Анна Константиновна Флорковская
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств
Россия
факультет теории и истории искусств, заведующая кафедрой, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств


Список литературы

1. Флорковская А.К. Неофициальное искусство 1970-х: возникновение живописной секции московского горкома графиков // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 240—247.

2. Василий Ситников. Уроки. Москва : Агей Томеш-Пресс, 1998. 70 с.

3. Василий Ситников и его школа. Каталог выставки. Галерея «Наши художники». Москва, 2009. 284 с.

4. Флорковская А.К. Творческий метод художников «Голубой розы». К вопросу о школе Борисова-Мусатова // В.Э. Борисов-Мусатов и «саратовская школа». Материалы VII Боголюбовских чтений, посвященных 130-ле-тию со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов. 11—14 апреля 2000. Саратов, 2001. С. 112—121.

5. Флорковская А.К. Стиль «Голубой розы» сквозь призму теории Генриха Вёльфлина // Символизм и модерн — феномены европейской культуры. Межинститутская научная группа «Европейский символизм и модерн». Москва, 2008. С. 176—185.

6. Флорковская А.К. Образ и материал в искусстве символизма. Живопись художников «Голубой розы» и проблема материала в теориях русских символистов // Модерн и европейская художественная интеграция : материалы междунар. конф. Москва, 2004. С. 178—185.

7. Пригожин И.Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. 208 с.

8. Щербатов С. Художник в ушедшей России. Москва, 2000. 688 с.

9. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. Москва : Искусство, 1995. 451 с.


Для цитирования:


Флорковская А.К. Наследие Серебряного века в творчестве представителей секции живописи московского горкома графиков (1970— 1980-е гг.). Обсерватория культуры. 2017;14(2):247-252. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-247-252

For citation:


Florkovskaya A.K. Legacy of the Silver Age in the Artistic Works of the Painting Section of the Moscow City Committee of Graphic Artists (1970s—1980s). Observatory of Culture. 2017;14(2):247-252. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-247-252

Просмотров: 179


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)