Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Контекст как ключ для анализа художественной панорамы эпохи на примере отечественной культуры 1920-х годов

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-372-381

Реферат

В статье предложен вариант практической реализации разработанной автором идеи кон- текста как ключа для теоретического исследования искусства в рамках определенного направления. В избранном ракурсе рассмотрен один из сложных этапов истории отечественной художественной культуры. Выявлены системообразующие факторы, формирующие контекст эпохи. Раскрыто взаимодействие в процессе развития искусства социально-исторических детерминант, с одной стороны, и имманентных закономерностей эволюции самого искусства в целом и отдельных его видов — с другой. Показана реакция мастеров на окружающие реалии социального бытия. Особое внимание уделено анализу общих для всех искусств важнейших эстетико-стилевых тенденций, определяющих художественную панораму данного периода. Интерпретирована проблема развития сложившихся традиций и интенсивных поисков новых идей в области содержания, форм, выразительных средств. Акцентированы знаковые для 1920-х гг. имена мастеров, генерирующих творческий контент эпохи.

Об авторе

Раиса Григорьевна Шитикова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии
Россия

кафедра музыкального воспитания и образования

заведующая кафедрой

кандидат искусствоведения, профессор

Набережная р. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186


Список литературы

1. Маршак С.Я. Собр. соч. : в 8 т. Москва : Художественная литература, 1971. Т. 6. С. 527—602.

2. Шитикова Р.Г. Художественный контекст как вектор теоретического исследования музыкального искусства // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 4. С. 410—418.

3. Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. Москва : Музыка, 1991. 166 с.

4. Шитикова Р.Г. К определению понятия контекст: явление и сущность // Актуальные вопросы современного университетского образования : сб. ст. по материалам XI Российско-Американской научно-практической конференции 13—15 мая 2008 г. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 484–488.

5. Шитикова Р.Г. Русское музыкальное искусство 1920-х годов в контексте художественных исканий эпохи // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сб. науч. трудов. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. Вып. 7. Ч. 2. С. 161—179.

6. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания / ред.- сост. В.Н. Перельман. Москва : Советский художник, 1962. 403 с.

7. Карпов А.С. Стих и время. Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов. Москва : Наука, 1966. 404 с.

8. Бродский И.И. Мой творческий путь. Москва ; Ленинград : Искусство, 1940. 190 с.

9. Шкловский В.Б. Жили-были: Воспоминания. Мемуарные записи. Повести о времени: с конца XIX века по 1964 год. Москва : Советский писатель, 1966. 551 с.

10. Блок А.А. Соб. соч. : в 6 т. Ленинград : Художественная литература, 1982. Т. 4: Очерки. Статьи. Речи. 1905—1921. С. 229—239.

11. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Ленинград : Музыка, 1981. 262 с.

12. Шитикова Р.Г. Экспериментальная программа вузовской дисциплины «Проблемы стиля в русской музыке второй половины ХХ — начала XXI столетия» // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен : сб. ст. по мат. VI Междунар. научно-практ. конф. 4—6 декабря 2013 года. Санкт- Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. Ч. 1. С. 63—89.

13. Воронский А.К. Писатель, книга, читатель // Красная новь. 1927. № 1. С. 226—239.

14. Чуковский Н.К. Что я помню о Блоке // Новый мир. 1967. № 2. С. 229—237.

15. Резник О.С. Жизнь в поэзии. Творчество И. Сельвинского. Москва : Советский писатель, 1972. 527 с.

16. Пастернак Б.Л. Люди и положения. Москва : Эксмо, 2007. 640 с.

17. Кондаков И.В., Шнейберг Л.Я. Русская литература ХХ века: в 2 т. Москва : Новая волна, 2003. Т. 1. Поэзия прозы. 512 с. Т. 2. Проза поэзии. 512 с.

18. Гура В.В. Роман и революция. Пути советского рома- на. 1917—1929. Москва : Советский писатель, 1973. 400 с.

19. Пунин Н.Н. К итогам Октябрьских торжеств // Искусство коммуны. 1918. № 1. 7 декабря.

20. Пунин Н.Н. О памятниках // Искусство коммуны. 1919. № 14. 9 марта.

21. Пуни И.А. Современные группировки в русском левом искусстве // Искусство коммуны. 1919. № 19. 13 апреля.

22. Художники РСФСР за 15 лет: Каталог юбилейной вы- ставки. Живопись, графика и скульптура. Ленинград : Государственный Русский музей, 1932. 120 с.

23. Маяковский В.В. Собр. соч. : в 12 т. Москва : Изд-во «Правда», 1978. Т. 11. С. 233—235.

24. Мейерхольд В.Е. Статьи, письма, речи, беседы : в 2 ч. Москва : Искусство, 1968. Ч. 2. 643 с.

25. История советского драматического театра : в 6 т. Москва : Наука, 1967. Т. 1. 407 с.

26. Всеволодский В.Н. (Гернгросс). История русского театра : в 2 т. Ленинград ; Москва : Теа–кино–печать, 1929. Т. 2. 508 с.

27. Богуславский А.О., Диев В.А., Старков А.Н. Эстетические искания в драматургии и театре (1917—1934) // Из истории советской эстетической мысли. Москва : Искусство, 1967. С. 243—284.

28. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Ленинград : Искусство, 1982. 343 с.

29. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Ленинград : Искусство, 1978. 255 с.

30. Станиславский К.С. Собр. соч. : в 9 т. Москва : Искусство, 1988—1999.

31. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. Москва : Наука, 1969. 528 с.

32. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов. Ленинград : Искусство, 1987. 248 с.

33. Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. Москва : Искусство, 1970. 362 с.

34. Берман А.М. Конструктивизм в творчестве Н.П. Акимова 1920-х годов // Университетский научный журнал. 2015. № 11 (Филологические и исторические науки, искусствоведение). С. 77—82.

35. Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927 : сб. ст. Выставка в залах Академии художеств : каталог / под ред. Э.Ф. Голлербаха, А.Я. Головина и Л.И. Жевержева. Ленинград : Ленинградская Академия Художеств ; изд. Комитета Выставки театрально-декорационного искусства, 1927. 404 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шитикова Р.Г. Контекст как ключ для анализа художественной панорамы эпохи на примере отечественной культуры 1920-х годов. Обсерватория культуры. 2017;14(3):372-381. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-372-381

For citation:


Shitikova R.G. Context as a Clue for the Ana lysis of a Period’s Artistic Panorama, by the Example of the Russian Culture of the 1920s. Observatory of Culture. 2017;14(3):372-381. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-372-381

Просмотров: 845


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)