Эпоха «размножения» персонального экрана: изменение восприятия пространства и времени
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-396-403
Реферат
В статье анализируются изменения, произошедшие в эстетическом восприятии в условиях нового этапа развития культуры, связанного с «размножением» персонального экрана. Состояние симбиоза с виртуальной реальностью определяется понятием «полионтизм», подразумевающим сосуществование нескольких равнозначных реальностей, что порождает ощущение смешанной реальности. Феномен смешанной реальности в первую очередь состоит в разрушении границы между миром реальным и виртуальным, что, безусловно, влияет на характер восприятия действительности, способы мышления и самосознания. Современный культурный тип симбиоза с виртуальностью меняет восприятие всех базовых характеристик бытия: пространства и времени. Эти изменения автор анализирует на примерах современного искусства. Гиперреалистический подход к изображению с использованием различных технологий может рассматриваться сегодня как общая тенденция в искусстве, отражающая изменения в восприятии пространства под воздействием феномена смешанной реальности. Отсутствие ночи и символизация смерти в виртуальной реальности определяет электронный хронотоп, где время становится пространством, в любую точку которого можно всегда вернуться.
Ключевые слова
Об авторе
Олеся Витальевна СтроеваРоссия
кафедра теории и истории культуры, профессор, кандидат философских наук, доцент,
Хорошевское ш., д. 32А, Москва, 123007
Список литературы
1. Гройс Б. За пределами США нельзя объяснить ничего, кроме Супермена [Электронный ресурс] // Афиша Daily. URL: http://vozduh.afisha.ru/art/boris-groys-za-predelami-ssha-nelzya-obyasnit-nichego-krome-supermena (дата обращения: 26.04.2017).
2. Когнитивные исследования : сб. науч. тр. Вып. 5 / отв. ред.: А.А. Кибрик, Т.В. Черниговская, А.В. Дубасова. Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. 294 с.
3. Строева О.В. Пиктография в эпоху медиакультуры: разрушение Логоса? // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 1. С. 78—85.
4. Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. 172 с.
5. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия [Электронный ресурс] // Искусство кино. 1998. № 1. URL: https://www.kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25 (дата обращения: 26.04.2017).
6. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://profilib.com/chtenie/116287/zhak-lakan-instantsiya-bukvy-v-bessoznatelnom-sbornik.php (дата обращения: 20.06.2017).
7. Строева О.В. Искусство и философия. Санкт-Петербург : Страта, 2017. С. 25—45.
8. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию : материалы лекцион. курсов 1992—1994 годов. Москва : Ad Marginem, 1995. 344 с.
9. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства [Электронный ресурс] // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. Москва: ИФ РАН, 2016. URL: http://iphras.ru/page47631358.htm (дата обращения: 26.04.2017).
10. Deleuze G. What is a disposotif? // Deleuze, Two Regimes of Madness. Texts and Interviews 1975—1995. New-York : Semiotext(e), 2007. 411 p.
11. Строева О.В. Трансгрессия как профанация в современном искусстве // Обсерватория культуры. 2015. № 1. С. 18—24.
12. Делез Ж. Платон и симулякр. Интенциональность и текстуальность. Томск : Водолей, 1998. C. 225—240.
13. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков : Фолио, 2003. 503 c.
14. Моисеев В.Н. К постановке проблемы мортальности в эпоху новых медиа // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 3. С. 274—279.
15. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва : Добросвет, 2000. 387 с.
16. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Москва : Азбука-классика, 2005. 224 с.
Рецензия
Для цитирования:
Строева О.В. Эпоха «размножения» персонального экрана: изменение восприятия пространства и времени. Обсерватория культуры. 2017;14(4):396-403. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-396-403
For citation:
Stroeva O.V. The Era of Personal Screen “Multiplication”: Changing the Perception of Space and Time. Observatory of Culture. 2017;14(4):396-403. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-396-403