Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 14, № 4 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4

КОНТЕКСТ

388-395 265
Реферат

Статья посвящена анализу центральных понятий и проблем концепции франко-американского философа и антрополога Р. Жирара. Несмотря на возросший в последние годы интерес русскоязычной аудитории к идеям этого мыслителя, в отечественной академической среде его творческое наследие нельзя назвать изученным. Темы, затрагиваемые Р. Жираром, являются важнейшими для современной науки о человеке и обществе: это природа человеческой агрессии, истоки религиозных и культурных институтов, феномен толпы и законы подражания, общественная мораль. Цель статьи — осветить важнейшие для философского проекта Р. Жирара концепты и понятия («козел отпущения», «учредительное насилие», «двойничество», «жертвоприношение»), сделав акцент на проблеме миметического кризиса внутри его концепции. На основе различных источников — от классической литературы и мифологии до исследований в области этологии и психологии — автор «фундаментальной антропологии» приходит к выводу, что в основе всех социальных институций лежит способность человека к миметическому повторению действий и желаний своих соплеменников. «Желание без объекта», приводящее к миметическому соперничеству, несет потенциальную угрозу для стабильности в обществе — угрозу миметического кризиса, подрыва моральных устоев общины и «войне всех против всех». Согласно Жирару, компенсаторным механизмом, призванным рационализировать и преодолеть деструктивные последствия миметизма, является институт жертвоприношения.

396-403 365
Реферат

В статье анализируются изменения, произошедшие в эстетическом восприятии в условиях нового этапа развития культуры, связанного с «размножением» персонального экрана. Состояние симбиоза с виртуальной реальностью определяется понятием «полионтизм», подразумевающим сосуществование нескольких равнозначных реальностей, что порождает ощущение смешанной реальности. Феномен смешанной реальности в первую очередь состоит в разрушении границы между миром реальным и виртуальным, что, безусловно, влияет на характер восприятия действительности, способы мышления и самосознания. Современный культурный тип симбиоза с виртуальностью меняет восприятие всех базовых характеристик бытия: пространства и времени. Эти изменения автор анализирует на примерах современного искусства. Гиперреалистический подход к изображению с использованием различных технологий может рассматриваться сегодня как общая тенденция в искусстве, отражающая изменения в восприятии пространства под воздействием феномена смешанной реальности. Отсутствие ночи и символизация смерти в виртуальной реальности определяет электронный хронотоп, где время становится пространством, в любую точку которого можно всегда вернуться.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

404-410 431
Реферат

Современные медиатехнологии плотно входят в жизнь человека, воздействуя на его повседневный опыт. В связи с этим возникает необходимость изучения индивидуальных практик пользователей. Сегодня в пространстве социальных медиа широко распространена практика рассказа о себе и своей жизни. Пользователи социальных сетей с разной степенью активности и периодичности делятся личной информацией. Их подробный рассказ о личной жизни является основанием для возобновления дискуссий о соотношении публичного и приватного. Данная статья посвящена представлению любовных отношений в социальных медиа. Исследование нацелено на понимание того, каким образом человек выстраивает репрезентацию личной жизни в пространстве социальных медиа. Ставится вопрос о том, какие дискурсивные стратегии используют пользователи. В рамках данного исследования практики пользователей интерпретируются в контексте проблематики публичного и приватного. Отдельно рассматривается ситуация собственной интерпретации пользователем его субъективного опыта. Пространство социальных сетей понимается как область, в которой реализуются противоположные дискурсивные стратегии, вытекающие из осмысления этого пространства как личного или как публичного.

411-415 1327
Реферат

В статье рассматриваются мифологические структуры феномена профессиональной традиции дизайнеров. Недостаток исследований, связанных с данной профессией, можно объяснить тем фактом, что долгое время дизайн считался побочным явлением, периферией «настоящего» искусства. Лишь на рубеже XX—XXI вв. в России дизайн-деятельность выделилась в отдельную профессию. Это, в свою очередь, позволило выделить в ней корпоративную культуру, в чем и заключается научная новизна исследования. Актуальность проблематики исследования обусловлена развитием профессии дизайнера и ростом ее значимости в современном социокультурном пространстве. В рамках данной корпоративной культуры действуют специфические нормы, ценности и образные представления, позволившие выдвинуть гипотезу, что их можно рассматривать в качестве единой формы общественного сознания или мифа как средства конструирования реальности. Проводится анализ корпоративной мифологии через формирование и репрезентацию профессиональной идентичности в рамках архетипической матрицы, воспроизводящейся в профессиональной среде. Ключевой интерес представляет выявление идеально-типической конструкции, характеризующей культурную форму сообщества дизайнеров. С целью определения специфики мифотворчества проводится качественный анализ биографического дискурса известного российского дизайнера Артемия Лебедева посредством контекстуального анализа интернет-ресурсов.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

416-424 242
Реферат

Изучение особенностей региональных творческих школ в области ювелирного дела чрезвычайно важно в условиях глобализации современной культуры. Анализ художественных украшений, в том числе ювелирных изделий и арт-объектов, позволяет исследовать процессы художественной интеграции на материале, максимально приближенном к человеку, его телу, метафизике его мироощущения и мировосприятия. Каждая национальная школа ювелирного искусства, являясь частью общеевропейского процесса, имеет свою уникальную историю развития. Эволюция английской школы художественных украшений интересна тем, что она выступает одним из лидеров интернационального движения в области ювелирного дела как вида пластических искусств. Здесь ярко выражены как общие, так и частные черты этого по-своему уникального региона, отделенного от Европы, но в то же время представляющего часть ее художественной культуры.

Середина XX в. — период становления английского ювелирного дела послевоенного времени, когда в нем происходила борьба c традиционными представлениями о ювелирных изделиях исключительно как о драгоценностях. В 1960—1970-е гг. шло становление английской школы авторского ювелирного искусства. Наконец, на рубеже ХХ—XXI вв. английские художники-ювелиры вливаются в интернациональное движение — создание художественных украшений, суть которого заключается в трактовке украшений как самостоятельной области пластических искусств, функционирующей как арт-объекты в контекстуальном поле человека.

425-430 274
Реферат

Идея синтеза, компиляции, коллаборации техники современного танца (contemporary dance) и элементов народного танца очевидна в творчестве многих хореографов нашего времени. Этот синтез обогащает образно-художественные структуры сегодняшнего танца энергией и витальностью танца народного; является своего рода ноу-хау современных российских хореографов. Возникает актуальная необходимость в определении данного явления и введении его в теоретический дискурс.

В статье рассматривается ранее не подвергавшееся теоретизированию явление современного хорео­графического искусства, которое автор предлагает обозначать как «танец постфолк». Осуществляется попытка разделения понятия «постфольклор» (существующего в современной отечественной фольклористике) и вводимого автором термина «танец постфолк» на примере сравнительной таблицы. В таблице сопоставляются подобия и различия в использовании термина «постфолк» в современной фольклористике и исследованиях, посвященных танцу в настоящее время. В результате танец постфолк определяется как достаточно новое явление в профессиональной постмодернистской хореографии, возникающий вследствие развития процессов интердисциплинарности и мультимедийности в современных художественных практиках. В качестве примера и предмета возможных исследований приводятся произведения современных отечественных авторов, где инкорпорирование элементов фолк в движенческую структуру современного танца является важной чертой авторского стиля.

431-437 172
Реферат

Популярный в 1980-х гг. в Западной Европе музыкальный стиль евродиско приобрел в Советском Союзе во второй половине этого десятилетия под воздействием ряда факторов оригинальные черты, которые позволили рассматривать его как специфический феномен культуры позднего СССР. Будучи частью массовой культуры и главным течением советской и российской поп-музыки рубежа 1980—1990-х гг., испытав в 1990-е гг. отсутствие интереса со стороны слушателей, это явление, получившее название «советское» или «кооперативное» диско, со второй половины 2000-х гг. переживает новый всплеск популярности, но уже в контркультурной среде. В настоящей работе рассмотрена эволюция евродиско на советском и постсоветском пространстве в период с середины 1980-х до середины 2010-х гг., совершившего переход из коммерческой поп-музыки и мейнстрима в инди-культуру и андеграунд. Предприняты шаги по осмыслению процесса трансформации элементов массовой культуры в элементы культуры элитарной.

НАСЛЕДИЕ

438-444 310
Реферат

Статья посвящена проблеме цикличности хорового произведения Ю. Фалика «Литургические песнопения». Актуальность темы связана с возрастающим значением духовной музыки в сфере отечественной культуры, с созданием музыкальных произведений в самых разных жанрах и формах, ориентированных как на богослужебное, так и на концертное исполнение.

Новизна решения проблемы определяется рассмотрением данного циклического произведения в контексте типологии произведений русской духовной музыки, включающей в себя триаду традиционных жанров, жанров смешанного типа и нетрадиционных жанров. Хоровой цикл Ю. Фалика, состоящий из 15 песнопений на канонические тексты для хора а cappella, принадлежащих к разным богослужениям, разным церковным праздникам, относится к жанрам смешанного типа.

В статье рассматриваются особенности драматургического построения хорового цикла, использования средств музыкальной выразительности, образно-тематического содержания, в основе которого лежит литургическая идея, созвучная главному православному богослужению — Литургии: очищение, просвещение, преображения души через Причастие, принятие Святых Тайн. Важным наблюдением автора статьи является наличие системности в последовании песнопений, не связанных с конкретным богослужением или церковным праздником. В первой части цикла до Херувимской песни преобладает тема покаяния, во второй — тема надежды на спа- сение, прославления Бога.

В заключении делается вывод о характерных особенностях данного произведения, с одной стороны, близкого к нетрадиционному жанру (кантатно-ораториальному), с другой — несущего в себе черты богослужебно-певческой традиции.

445-451 341
Реферат
Деятельность архитектора О.У. Пьюджина трактуется в литературе как ключевое явление эпохи историзма XIX века. Тем не менее, то мировоззрение, которое можно реконструировать на основе текстов Пьюджина, радикальным образом отличается от мировоззрения историзма. В данной статье делается попытка связать взгляды Пьюджина с антикварной традицией предшествующего времени и вывести из нее специфическое понимание архитектурной «правды», характерное для него, а также анализируются деятельность Пьюджина как публициста и теоретика архитектуры, его профессиональная психология и пристрастия. Отдельное место отводится рассмотрению концепций Пьюджина, изложенных в книге «Противопоставления», сделавшей автора знаменитым. Новым в развитии темы является её «антикварный» ракурс, данный в контексте обращения к интеллектуальной истории рассматриваемой эпохи и образам современников, предшественников и последователей мыслителя. Делается вывод о том, что значение Пьюджина-архитектора уступает его вкладу в теорию архитектуры, а вся творческая жизнь может быть названа удачной лишь отчасти.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

452-457 233
Реферат

Рассматриваются этапы творческого пути композитора, ярчайшего представителя эпохи символизма — А.Н. Скрябина. Как известно, его философия, сосредоточенная вокруг основной миропреобразующей идеи композитора — создании Мистерии, отличается тотальным космическим размахом. На это обращают внимание многие исследователи творчества символиста, однако сам процесс претворения скрябинских глобальных идей именно в модерновой музыке, сквозь призму им же сформулированной философии, остается по сей день в тени. Принято говорить о размахе замыслов его выдающихся симфонических сочинений, о новаторских качествах музыки, о глобальных философских замыслах композитора, берущих начало из реформаторского творчества Р. Вагнера и дионисической философии Ф. Ницше; также подробнейшим образом изучена его биография, история создания сочинений и др. Нас же интересует в большей степени особая проблематика — эволюция музыкального стиля композитора, на каждом этапе которой прослеживается миниатюризованное воплощение позднеромантических идей в рафинированном скрябинском стиле. Другими словами, проблема воплощения позднеромантической философии и мистериальных стремлений символизма в утонченной декоративной музыке модерна — представляет существенный интерес. Таким образом, новаторский принцип предлагаемой статьи заключен в неординарности самого метода рассмотрения творчества А.Н. Скрябина: композитор создает неповторимый стиль, в котором глобальные космогонические идеи удивительным образом находят свое воплощение непосредственно в изящной «модерновой шкатулке».

458-466 413
Реферат

Статья посвящена исследованию организации художественного пространства в фильмах Андрея Тарковского. Особое внимание уделяется использованию рамки, являющейся границей между разными пространствами и типами репрезентации внутри изображения, и фактуре, которая рассматривается в связи с концепцией natura naturans или природы порождающей. Тарковский часто выстраивает кадр таким образом, что кажется, будто в нем присутствует сразу несколько измерений. В мизансценах содержится множество окон, дверей, картин, зеркал, своего рода «кадров внутри кадра». Также режиссеру свойственно выбирать особую фактуру, которую зритель не сразу способен идентифицировать. Посредством нарушения масштабов зритель не может понять, что же изображено на экране. Тарковский снимает такие предметы и поверхности, в которых рождаются фантастические пейзажи. Камера способна в обычном предмете увидеть нечто необычное, в конечном — бесконечность. Материя словно производит внутри себя новые формы, что отсылает нас к понятию natura naturans. Эти приемы используются практически во всех фильмах режиссера. Целью Тарковского было перевести живописную проблематику в чисто кинематографическую, превратив пространственные элементы во временные, что является основным принципом его визуального стиля.

467-473 156
Реферат

Предметом исследования является поэтика спектаклей В. Магара, созданных им совместно с художником Б. Бланком в 2000-х гг. на сцене Севастопольского академического русского драматического театра им.  А.В. Луначарского. Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера и художника, а также процесс рождения режиссерского сюжета. Рассматриваются главные аспекты организации пространства спектаклей и возможности его трансформации. Особое внимание уделяется понятию единой игровой среды. Исследована роль деталей в сценографическом оформлении.

Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе литературных источников. Комплексное изучение совместного творчества В. Магара и Б. Бланка в Севастополе предпринимается впервые. Исследование их творческой методологии может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской работы. В результате творческого взаимодействия режиссера с близким по мироощущению художником в течение 14 лет создавались условные и игровые, с подчеркнуто театральной природой постановки, выведшие Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского на определенную профессиональную высоту.

КАФЕДРА

474-481 247
Реферат

Несформированность тоталитаризма как термина является существенной проблемой для исследователей. В статье ставится вопрос о причинах отсутствия ясности в определении данного феномена, а также нащупываются пути возобновления конструктивной дискуссии. Основной проблемой видится несоответствие методологии многих общественных наук объекту исследования. Отягчающим обстоятельством является противоречивость многих материалов и свидетельств тоталитарной эпохи, что приводит к неприменимости социолого-статистических источников. Доминирующая на сегодняшний день картина, заданная структурно-институциональным подходом, характерным для политологии и социологии, основанная на рационализациях тоталитарной действительности, нуждается в серьезной доработке и целом ряде исправлений. Многие решения, необходимые для формирования полноценного восприятия комплексного социокультурного феномена тоталитаризма, уже доступны в сфере гуманитарного знания или потенциально заложены в его подходах. В ходе анализа особенностей изучаемого феномена автор приходит к выводу о том, что прояснение смысла понятия «тоталитаризм» не представляется возможным без привлечения категорий «личность», «внутренний мир человека», «душа», «психика», «добро и зло», «жизнь и смерть», «культура». Обосновывается важность рассмотрения тоталитаризма с точки зрения философии, культурологии, литературоведения, психологии на данном этапе развития термина. Предполагаемым результатом намеченного в статье развития тематики может стать достижение состояния непротиворечивости междисциплинарного взгляда на тоталитаризм, а также ликвидация образовавшегося разрыва с аутентичными свидетельствами эпохи.

482-488 170
Реферат

Статья посвящена методу картографирования культурных трансформаций, который возможно использовать при изучении зон культурного отчуждения и процессов, возникающих при «сломах» культурных парадигм (актуализация — деактуализация — реактуализация). Раскрывается значение терминов «актуальное», «деактуализация», «реактуализация», используемых при описании явлений культуры в рамках метода картографирования. Описан метод картографирования, который позволяет работать с конкретными фактическими данными, выстраивая их в «карту культурных трансформаций». Благодаря картографированию, внешне похожему на табулирование, появляется возможность наглядно представить критерии трансформаций при смене культурных парадигм.

Дано краткое описание использования метода картографирования в исследовании «Трансформация рекламного плаката в первые тридцать лет двадцатого века», где формирование и развитие российского рекламного плаката было представлено как развитие стилистических тенденций (парадигм), укладывающихся в схему актуализация — деактуализация — реактуализация и являющихся свидетельством смены культурных парадигм. Описан ряд процедур, используемых в рамках метода картографирования: определение периодов, в границах которых проводится исследование («доавангардный», «авангардный», «поставангардный»), отбор материала и его анализ, введение определенных критериев сравнения этапов (парадигм), табулирование результатов. Указывается на проблемные моменты, которые необходимо иметь в виду при использовании метода картографирования культурных трансформаций.

489 109
Реферат
В читальных залах Российской государственной библиотеки (РГБ) открыт доступ к крупнейшей в мире базе данных научного цитирования Scopus издательской корпорации Elsevier. База данных содержит наукометрическую, библиографическую и реферативную информацию по всем отраслям научного знания.

ORBIS LITTERARUM

490-497 154
Реферат

В статье впервые публикуются два документа, являющиеся автографами великого русского поэта Г.Р. Державина. Они хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, куда поступили в 1970 г. в составе коллекции знаменитого библиофила советского времени, артиста эстрады Н.П. Смирнова-Сокольского. Представленные документы являются частью наследия одного из классиков русской литературы, что определяет их историко-культурное значение. Первый из них — вексель на 1000 рублей, выданный Г.Р. Державиным в 1780 г. купцу Д.В. Образцову. Второй — письмо князю Алексею Борисовичу Куракину с просьбой помочь в судебном деле троюродному брату Г.Р. Державина И.Я. Блудову. В статье предложена новая датировка второго документа, показано место данных материалов в изучении биографии Г.Р. Державина.

498-501 169
Реферат

Статья представляет собой рецензию на книгу А.И. и Г.Ю. Демченко «Вехи. События. Лица. Искусство Саратова» (Саратов : Саратовтелефильм — Добродея, 2015), посвященную исследованию художественной культуры региона как целостного явления, в совокупности всех отраслей искусства (архитектуры, литературного творчества, изобразительного, музыкального, театрального и киноискусства). В рецензии получили отражение структурные и содержательные параметры книги, особенности изложения и анализа обширного художественного материала. Дана оценка изданию, раскрыта его уникальность и актуальность. Выход подобного труда наталкивает на размышления о роли художественного краеведения в общем контексте культурологических исследований в России, о «неизбежности» и приоритетности исследования культуры родного края в условиях развивающейся киберкультуры Интернета как о противостоянии обезличивающим тенденциям, лишающим человека почвенной идентичности. Книга рассматривается также в контексте научно-просветительской деятельности доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, руководителя Центра комплексных художественных исследований А.И. Демченко как часть авторского проекта «Художественная сокровищница Поволжья». Направленный на привлечение внимания к духовным богатствам, накопленным за четыре столетия существования региона, данный проект позволяет по-новому взглянуть на культуру страны в целом, с учетом вклада в общероссийскую сокровищницу «вливаний» из региональных культурных центров.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

502-509 174
Реферат

Лондонский художник и дизайнер Йинка Шонибаре (по этнической принадлежности йоруба) хорошо известен в Европе и Америке как мастер исторических и литературно-художественных реминисценций, прежде всего на тему Викторианской эпохи. Интерес к истории и культуре Африки и Великобритании определил сюжетную линию его творчества, которое, будучи востребовано зрителем, обозначило новое направление в развитии современного искусства. Генный субстрат произведений Й. Шонибаре вместил в себя все богатство мировых художественных традиций — от классики до постмодерна — и, конечно, визуальные практики нигерийских этносов.

Инсталляции Й. Шонибаре являют собой образцы исключительной красоты и провокативности (чернокожий денди; безголовые, но вполне узнаваемые манекены, облаченные в «безумный батик» — фирменный знак художника). Творчество мастера в значительной мере базируется на основе игры со зрителем. Его произведения интерактивны и требуют декодирования. Художник провоцирует аудиторию, заставляет ее размышлять над прошлым, настоящим и будущим, разрушать сложившиеся стереотипы, прежде всего в сфере этнических и расовых отношений. В центре его внимания также находится и проблема идентичности — индивидуальной и коллективной.



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)