«Танец постфолк»: к исследованию одного из феноменов современного танца
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-425-430
Реферат
Идея синтеза, компиляции, коллаборации техники современного танца (contemporary dance) и элементов народного танца очевидна в творчестве многих хореографов нашего времени. Этот синтез обогащает образно-художественные структуры сегодняшнего танца энергией и витальностью танца народного; является своего рода ноу-хау современных российских хореографов. Возникает актуальная необходимость в определении данного явления и введении его в теоретический дискурс.
В статье рассматривается ранее не подвергавшееся теоретизированию явление современного хореографического искусства, которое автор предлагает обозначать как «танец постфолк». Осуществляется попытка разделения понятия «постфольклор» (существующего в современной отечественной фольклористике) и вводимого автором термина «танец постфолк» на примере сравнительной таблицы. В таблице сопоставляются подобия и различия в использовании термина «постфолк» в современной фольклористике и исследованиях, посвященных танцу в настоящее время. В результате танец постфолк определяется как достаточно новое явление в профессиональной постмодернистской хореографии, возникающий вследствие развития процессов интердисциплинарности и мультимедийности в современных художественных практиках. В качестве примера и предмета возможных исследований приводятся произведения современных отечественных авторов, где инкорпорирование элементов фолк в движенческую структуру современного танца является важной чертой авторского стиля.
Ключевые слова
Об авторе
Анна Сергеевна ПоляковаРоссия
факультет современного танца, заместитель декана, аспирант,
Студенческая ул., д. 19, Екатеринбург, 620049
Список литературы
1. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. С. 20—21.
2. Закс Л.А. Конец XX века: усталость от культуры, овеществление духа / Л.А Закс // Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии. — Екатеринбург : Уральский государственный университет, 1996. С. 161.
3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Электронный ресурс]. URL: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/iliin/?curPos=12 (дата обращения: 10.02.2017).
4. Васенина Е.В. Современный танец постсоветского пространства / Е.В. Васенина. Москва : Балет, 2013. С. 5.
5. Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Санкт-Петербург : Санкт-Петерб. филос. о-во. Санкт-Петербург, 2001. Вып. 4. C. 320.
6. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность : [сборник]. Москва : Искусство, 1987. С. 25—26.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва : Художественная литература, 1979. 412 с.
8. Васенина Е.В. История матрешки // Театр. 2015. № 20. С. 54 — 62.
9. Устяхин С.В. Тенденции развития фолк-танца как направления современной хореографии // Diskursus-5 (материалы аспирантского семинара). Саранск : Комитет государственной статистики Республики Мордовия, 2005. С. 57—61.
10. Курюмова Н.В. Неклассический танец как культурная модель невротической телесности // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». Омск : Издательство Омского государственного технического университета, 2010. Вып. 5 (91). С. 234—238.
11. Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2—4.
12. Ядрышникова Л.Г. «Низовая» культура : к вопросу о понятии // Сумма философии. Екатеринбург : Уральский государственный университет, 2006. С. 222—224.
13. Ядрышникова Л.Г. Фольклор и постфольклор в культурных практиках повседневности : автореф. дис. … канд. культурологии : 24.00.01. Екатеринбург, 2008. 27 с.
14. Неклюдов С.Ю. Фольклор современного города // Современный городской фольклор. Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2003. С. 5—24.
15. Петроченко Н.В. Народный танец в современных условиях: к вопросу о понятии и методологии исследования // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме : в 2 ч. Ч. 2 : сборник научных статей. Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусства, 2008. С. 391—401.
Рецензия
Для цитирования:
Полякова А.С. «Танец постфолк»: к исследованию одного из феноменов современного танца. Обсерватория культуры. 2017;14(4):425-430. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-425-430
For citation:
Polyakova A.S. “Postfolk Dance”: Investigating a Phenomenon of Modern Dance. Observatory of Culture. 2017;14(4):425-430. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-425-430