«Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-438-444
Реферат
Статья посвящена проблеме цикличности хорового произведения Ю. Фалика «Литургические песнопения». Актуальность темы связана с возрастающим значением духовной музыки в сфере отечественной культуры, с созданием музыкальных произведений в самых разных жанрах и формах, ориентированных как на богослужебное, так и на концертное исполнение.
Новизна решения проблемы определяется рассмотрением данного циклического произведения в контексте типологии произведений русской духовной музыки, включающей в себя триаду традиционных жанров, жанров смешанного типа и нетрадиционных жанров. Хоровой цикл Ю. Фалика, состоящий из 15 песнопений на канонические тексты для хора а cappella, принадлежащих к разным богослужениям, разным церковным праздникам, относится к жанрам смешанного типа.
В статье рассматриваются особенности драматургического построения хорового цикла, использования средств музыкальной выразительности, образно-тематического содержания, в основе которого лежит литургическая идея, созвучная главному православному богослужению — Литургии: очищение, просвещение, преображения души через Причастие, принятие Святых Тайн. Важным наблюдением автора статьи является наличие системности в последовании песнопений, не связанных с конкретным богослужением или церковным праздником. В первой части цикла до Херувимской песни преобладает тема покаяния, во второй — тема надежды на спа- сение, прославления Бога.
В заключении делается вывод о характерных особенностях данного произведения, с одной стороны, близкого к нетрадиционному жанру (кантатно-ораториальному), с другой — несущего в себе черты богослужебно-певческой традиции.
Ключевые слова
Об авторе
Андрей Борисович КовалевРоссия
кафедра истории и теории музыки, доцент, кандидат искусствоведения,
Фестивальная ул., д. 2, Москва, 125565
Список литературы
1. Ковалев А.Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX —начала XXI века // Музыкальная Академия : ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал, 2015. № 4. С. 54—59.
2. Фалик Ю. Литургические песнопения : [ноты] для смешанного хора. Санкт-Петербург : Композитор, 2003. 79 с.
3. Фалик Ю.А. Метаморфозы / лит. версия В. Фиалковского. Санкт-Петербург : Композитор, 2010. 366 с.
4. Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. Москва : Композитор, 2000. 310 с.
5. Ковалев А.Б. Литургические основы «Запечатленного ангела» // Музыкальная Академия : ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал, 2007. № 4. С. 16—23.
6. Филатова Н.Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х — 1990-х годов : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2011. 256 с.
7. Тевосян А.Т. Литургические песнопения «Светлое Воскресение» // Музыкально-поэтические горизонты. Владимир Рубин — композитор, философ, поэт : статьи, беседы, воспоминания / сост. О. Аверьянова. Москва, 2012. С. 179—190.
8. Архиеп. Вениамин (Федченков). Небо на земле. Москва : Паломник, 2003. 206 с.
9. Тарасова О.В. Хоровое творчество Юрия Фалика : дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2009. 191 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ковалев А.Б. «Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности. Обсерватория культуры. 2017;14(4):438-444. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-438-444
For citation:
Kovalev A.B. Yury Falik’s “Liturgical Chants”: The Problem of Cyclicity. Observatory of Culture. 2017;14(4):438-444. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-438-444