Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Рамка и фактура: об организации пространства в фильмах Андрея Тарковского

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-458-466

Реферат

Статья посвящена исследованию организации художественного пространства в фильмах Андрея Тарковского. Особое внимание уделяется использованию рамки, являющейся границей между разными пространствами и типами репрезентации внутри изображения, и фактуре, которая рассматривается в связи с концепцией natura naturans или природы порождающей. Тарковский часто выстраивает кадр таким образом, что кажется, будто в нем присутствует сразу несколько измерений. В мизансценах содержится множество окон, дверей, картин, зеркал, своего рода «кадров внутри кадра». Также режиссеру свойственно выбирать особую фактуру, которую зритель не сразу способен идентифицировать. Посредством нарушения масштабов зритель не может понять, что же изображено на экране. Тарковский снимает такие предметы и поверхности, в которых рождаются фантастические пейзажи. Камера способна в обычном предмете увидеть нечто необычное, в конечном — бесконечность. Материя словно производит внутри себя новые формы, что отсылает нас к понятию natura naturans. Эти приемы используются практически во всех фильмах режиссера. Целью Тарковского было перевести живописную проблематику в чисто кинематографическую, превратив пространственные элементы во временные, что является основным принципом его визуального стиля.

Об авторе

Степан Вячеславович Федоткин
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова
Россия

кафедра киноведения, аспирант,

Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226



Список литературы

1. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре. Москва : Ленфильм, 1989. 120 с.

2. Баткин Л. Не боясь своего голоса // Мир и фильмы Андрея Тарковского. Москва : Искусство, 1990. С. 98—141.

3. Делёз Ж. Кино. Москва : Ad Marginem, 2004. 624 с.

4. Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. Москва : Квадрига, 2009. 576 с.

5. Андрей Тарковский : Архивы, документы, воспоминания. Москва : Эксмо-Пресс : Подкова, 2002. 464 с.

6. Ричи Д. Одзу. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. 264 с.

7. Blom I. Frame, Space, Narrative. Doors, Windows and Mobile Framing in the Films of Luchino Visconti // Acta Universitatis Sapientiae, Film and Media Studies. 2010. № 2. P. 91—106.

8. Perez G. The Point of View of a Stranger : An Essay on Antonioni’s “Eclipse” // The Hudson Review. 1991. Vol. 44, № 2. P. 234—262.

9. Тарасенко В. Белый, белый день Андрея Тарковского. Ч. 2 // Телевидение и радиовещание. 1990. № 2. С. 29—33.

10. Тарковский А. Беседа о цвете // Киноведческие записки. 1988. № 1. С. 147—154.

11. Тарковский А. Встать на путь // Искусство кино. 1989. № 2. С. 109—130.

12. Суркова О. Тарковский и я : Дневник пионерки. Москва : Зебра Е, 2002. 487 с.

13. Баткин Л. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Москва : Искусство, 1990. 415 с.

14. Да Винчи Л. Избранные произведения : в 2 т. Москва : Ладомир, 1995. Т. 2. 489 с.

15. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье : Трактат об усовершенствовании разума ; Этика. Москва : Мир книги : Литература, 2010. 480 с.

16. Арган Дж.К. История итальянского искусства : в 2 т. Москва : Радуга, 1990. Т. 2. 239 c.


Рецензия

Для цитирования:


Федоткин С.В. Рамка и фактура: об организации пространства в фильмах Андрея Тарковского. Обсерватория культуры. 2017;14(4):458-466. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-458-466

For citation:


Fedotkin S.V. Frame and Texture: On the Organization of Space in Andrei Tarkovsky’s Films. Observatory of Culture. 2017;14(4):458-466. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-458-466

Просмотров: 1294


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)