Preview

Observatory of Culture

Advanced search

The Mermaid Theme in the Cantata and the Chamber-vocal Genre Works by Nikolai Rimsky­-Korsakov: Intertextuality and Archetypes

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-3-71-77

Abstract

Considers the implementation of the sea maiden image and the mythologem of water in the works of the Russian composer. The general compositional principles, inter­textual relations between the works devoted to mermaid and their particularities are analysed.

About the Author

Natalia I. Verba
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Russian Federation


References

1. Верба Н.И. О претворении «русалочьей тематики» в культуре эпохи романтизма // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. Вып. 5. - СПб.: Астерион, 2010.

2. Верба Н.И. К проблеме пересечения архетипов сюжетов о морских девах с мировоззренческими константами эпохи романтизма // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 2.

3. Верба Н.И. К проблеме трансформации системы архетипов сюжетов о морских девах в культуре XIX века (на примере драмы «Русалка» А.С. Пушкина) // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 3.

4. РимскийКорсаков Н.А. Свитезянка: Романс для сопрано // Н.А. РимскийКорсаков. Полн. собр. соч.: в 50 т. Т. 45. - М.: Музгиз, 1946.

5. РимскийКорсаков Н.А. Свитезянка: Кантата для сопрано и тенора соло, смешанного хора и оркестра // Н.А. РимскийКорсаков. Полн. собр. соч.: в 50 т. Т. 24. - М.: Музыка, 1966.

6. Верба Н.И. Сюжеты о морских девах в культуре романтизма: к проблеме архетипов // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. Вып. 5. - СПб.: Астерион, 2010.

7. РимскийКорсаков Н.А. Садко: Операбылина в семи картинах: Клавир. - М.: Музгиз, 1962.

8. Дебюсси К. Сирены // Дебюсси К. Ноктюрны: Партитура. - М.: Музыка, 1985.

9. Балакирев М.А. Песня золотой рыбки: Романс для высокого голоса в сопровождении фортепиано. - М.: Музыка, 1965.

10. Кандинский А.И. Н.А. РимскийКорсаков // История русской музыки: в 2 т., 3 кн. Т. 2, кн. 2. - М.: Музыка, 1979.

11. РимскийКорсаков Н.А. Нимфа: Романс для сопрано // Н.А. РимскийКорсаков. Полн. собр. соч.: в 50 т. Т. 45. - М.: Музгиз, 1946.

12. Верба Н.И. «Ундина»: от Фуке к Гофману. Опыт анализа феномена «архетип» (на примере образа главной героини) // Вестник КемГУКИ // Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 22 (2).

13. Верба Н.И. К проблеме архетипов в музыкальном искусстве (на примере оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского) // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. Вып. 7. - СПб.: Астерион, 2012.

14. Барсова Л.Г. Царевна русской оперной сцены // Н.А. РимскийКорсаков. Переписка с Н.И. ЗабелойВрубель / сост., автор вступ. статьи, коммент. и указат. Л.Г. Барсова. - М.: Композитор, 2008.

15. РимскийКорсаков Н.А. Нимфа: Романс для сопрано и симфонического оркестра: Партитура // Н.А. РимскийКорсаков. Полн. собр. соч.: в 50 т. Т. 23. - М.: Музыка, 1966.

16. Верба Н.И. Мифологема воды в сказке Фуке «Ундина» и одноименной опере Гофмана: к вопросу об архетипичности // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: Астерион, 2013.

17. Кабалевская Я.А. «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве»: автореф. дис. … канд. искусствоведения. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2012.

18. Юнг Г. О психологии бессознательного // Г. Юнг. Собрание сочинений. Психология бессознательного. - М.: Наука, 1994.

19. Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы Международной заочной научной конференции 19-24 апреля 2010 г. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010.


Review

For citations:


Verba N.I. The Mermaid Theme in the Cantata and the Chamber-vocal Genre Works by Nikolai Rimsky­-Korsakov: Intertextuality and Archetypes. Observatory of Culture. 2014;(3):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-3-71-77

Views: 977


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)