Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Йинка Шонибаре: диалог со временем

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-502-509

Полный текст:

Реферат

Лондонский художник и дизайнер Йинка Шонибаре (по этнической принадлежности йоруба) хорошо известен в Европе и Америке как мастер исторических и литературно-художественных реминисценций, прежде всего на тему Викторианской эпохи. Интерес к истории и культуре Африки и Великобритании определил сюжетную линию его творчества, которое, будучи востребовано зрителем, обозначило новое направление в развитии современного искусства. Генный субстрат произведений Й. Шонибаре вместил в себя все богатство мировых художественных традиций — от классики до постмодерна — и, конечно, визуальные практики нигерийских этносов.

Инсталляции Й. Шонибаре являют собой образцы исключительной красоты и провокативности (чернокожий денди; безголовые, но вполне узнаваемые манекены, облаченные в «безумный батик» — фирменный знак художника). Творчество мастера в значительной мере базируется на основе игры со зрителем. Его произведения интерактивны и требуют декодирования. Художник провоцирует аудиторию, заставляет ее размышлять над прошлым, настоящим и будущим, разрушать сложившиеся стереотипы, прежде всего в сфере этнических и расовых отношений. В центре его внимания также находится и проблема идентичности — индивидуальной и коллективной.

Об авторе

Татьяна Михайловна Гавристова
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Россия

кафедра всеобщей истории, профессор, доктор исторических наук, 

Советская ул., 14, Ярославль, 150003



Список литературы

1. Greenstreet R. Q&A: Yinka Shonibare [Электронный ресурс] // The Guardian. 2011. 30 April. URL: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2011/apr/30/yinka-shonibare-artist-interview (дата обращения: 17.05.2017).

2. Enwezor O. The Creative Work of Yinka Shonibare // Nka : Journal of Contemporary African Art. 1997. № 6—7. P. 10.

3. Reed M.E. Yinka Shonibare. Double Dutch // African Arts. 2005. V. 38, № 2. P. 51.

4. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 237 с.

5. Бердяев Н. Кризис искусства. Москва : Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918. 47 с.

6. Yinka Shonibare: “I wanted to Do a Work Connected to Trafalgar Square” [Электронный ресурс] // The Guardian. 2010. 16 May. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2010/may/16/yinka-shonibare-fourth-plinth-trafalgar (дата обращения: 17.05.2017).

7. Вайль П. Гений места. Москва : КоЛибри, 2008. 485 с.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва : Худож. лит., 1975. С. 234—407.

9. Reading the Contemporary: African Art from Theory to The Marketplace / ed. by O. Oguibe, O. Enwezor. Cambridge : MIT Press, 1999. 432 p.

10. Ibridaafrica. Hybrid Africa / ed. by E. Cossa, G. Schlinkert. Roma : Cangemi Editore, 2002. 143 p.

11. Pool H. Uncomfortable Truth: Are you sitting comfortably? // V&A Magazine. 2007. № 12. P. 60—67.

12. Kellaway K. Yinka Shonibare: “Your World Could Come Crashing Down at Any Time” [Электронный ресурс] // The Guardian. 2012. February 19. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2012/feb/19/yinka-shonibare-interview (дата обращения: 17.05.2017).

13. Sheerin M. 10 Questions for Artist Yinka Shonibare MBE [Электронный ресурс] // The Arts Desk. 2014. April 22. URL: http://www.theartsdesk.com/visual-arts/10-questions-artist-yinka-shonibare-mbe (дата обращения: 17.05.2017).


Рецензия

Для цитирования:


Гавристова Т.М. Йинка Шонибаре: диалог со временем. Обсерватория культуры. 2017;14(4):502-509. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-502-509

For citation:


Gavristova T.M. Yinka Shonibare: Dialogue with the Time. Observatory of Culture. 2017;14(4):502-509. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-502-509

Просмотров: 879


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)